Стр. 90 - BDM_2011-10

Упрощенная HTML-версия

лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми,
как свет». Впервые икону «Иисус в белых одеждах» напи-
сал владыка Серафим (Чичагов), митрополит Ленинград-
ский, чья жизнь была прекрасным примером того, как
Свет Небесный, лишь коснувшись смертного человека,
может преобразить его образ жизни и саму душу.
«Красота воспринималась на Руси как выражение ис-
тинного и сущностного,
— пишет в книге «Икона ХХI
века. Кузнецовское письмо» искусствовед К. Кондратье-
ва. —
Негативные, неблаговидные явления рассматрива-
лись как отступление от истины, как нечто проходящее,
наносное, не относящееся к сущности и поэтому факти-
чески не имеющие бытия. Искусство же, как непосред-
ственно причастное к красоте, выступало носителем
и выразителем вечного и непреходящего — абсолютных
духовных ценностей. Этот подход не только к иконопи-
си, но и к искусству в целом и выражен в «кузнецовском»
письме».
Уникальное «бисерное письмо», творческий метод, по-
зволяющий создавать икону из множества разноцветных
переливающихся точек, зримо передает духовный вос-
торг и ощущение божественной красоты мира. Отдавая
дань канону и традиции православной иконописи, рабо-
ты Кузнецова поражают своей современностью, они по-
нятны даже неверующим людям, являясь великолепными
произведениями изобразительного искусства.
Новоселье Театра Наций
В сентябре Театр Наций переехал
наконец-то в отреставрированное
здание Театра Корша в Петровском
переулке. Говорят, именно в этом
театре когда-то впервые встретились
Чехов и Станиславский, да и вообще
у Театра Корша — богатая история.
Годом основания театра считается 1882-й, когда Федору
Адамовичу Коршу предложили возглавить разорившийся
Пушкинский театр, которым руководила актриса Малого
театра А.А. Бренко. Вместе с актерами М.И. Писаревым и
В.Н. Андреевым-Бурлаком Корш создает Русский драма-
тический театр, а в 1883 году становится его единоличным
хозяином.
Сначала театр располагался в здании Камергерского
переулка (сейчас здание МХТ). В 1885 году Корш получил
здание в псевдорусском стиле, выстроенное А.А. Бахру-
шиным в Богословском (ныне Петровском) переулке по
проекту архитектора Михаила Николаевича Чичагова.
Особенностью нового театра были оборудованная по
последнему слову техники сцена, зрительный зал, гри-
мерки и фойе, освещенные электричеством. Ведущая
актриса театра Александра Яковлевна Глама-Мещерская
писала:
«Это тогда было новостью необыкновенной, и
даже в Большом и Малом театрах еще пользовались га-
зом; правда, новое освещение было далеко не совершенно.
Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадеж-
но… Тем не менее впечатление новое освещение произво-
дило огромное»
.
Огромное впечатление производили и технические
нововведения Корша. Большим газетным шумом сопро-
вождалась одна из коршевских премьер, когда была по-
казана новая комедия Lolo «Вечный праздник». Успех этот
объяснялся не особыми достоинствами пьесы, а одним
необычным для того времени постановочным эффектом:
декорация второго акта представляла собой разрез ваго-
на, мчащегося в составе курортного поезда в Кисловодск.
Под вагоном вращались колеса, за окнами пролетали те-
леграфные столбы и двигалась панорама. При подходе к
станции панорама и колеса замедляли движение, в окна
вплывали станционные постройки и перроны с пассажи-
рами и усатыми жандармами. Звуковое оформление до-
вершало иллюзию.
Корш считал своей задачей создание театра комедии с
драматическим или комическим оттенком, поэтому в ре-
пертуаре нового театра преобладали легкие комедии, фар-
сы с любовной интригой: «В царстве скуки» Э. Пальерона,
«Денежные тузы» А.Ф. Крюковского, «Опасное поруче-
ние» Н.Н. Николаева, пьесы Д.А. Мансфельда, Н.И. Мяс-
ницкого, С.Ф. Разсохина. Появилось понятие «коршевская
пьеса» — драматургия с штампованными конфликтами и
персонажами, строящаяся по принципу «больше забавно-
го и смешного».
Одним из самых больших достижений театра считался
высокий уровень исполнительского мастерства, ядром его
труппы являлись актеры, служившие в театре Бренко. Для
привлечения известных актеров он ввел практику ежегод-
ных бенефисов. Постепенно здесь собрались подлинно
одаренные актеры.
В 1917 году театр был преобразован в товарищество
артистов, а в 1918 году его выкупает М.М. Шлуглейт.
С 1920 года Театр Корша называется «3-й театр РСФСР.
Комедия», с 1925-го входит в число государственных
театров Моссовета под названием «Комедия (бывший
Корш)», позднее — Московский драматический театр.
В 1932 году театр, как ни прискорбно, стал орудием
советской идеологии. Любой шаг в сторону считался
идеологическим «побегом». Из письма Николая Радина
известному режиссеру Николаю Николаевичу Синель-
никову, много лет работавшему с Коршем (5 февраля
1933 года):
«31 января был последний спектакль в Теа-
тре Корша. Бесславно кончил он свое 55-летнее суще-
ствование: люди, ликвидировавшие его, не посчитались
ни с чем... ни с прошлым, в котором было много значи-
тельного, ни с самолюбием работавших там актеров,
ни даже с почтенной юбилейной датой. Приказом Нар-
компроса художественный состав распределен между
московскими театрами, здание передано со всем инвен-
90
Банки и деловой мир
октябрь 2011
качество жизни:
книжная полка