Стр. 89 - BDM_2011-10

Упрощенная HTML-версия

выдающихся деятелей, среди которых писатель Ганс Хри-
стиан Андерсен, философ Серен Кьеркегор, скульптор
Бертель Торвальдсен.
Именно в первой половине XIX века в копенгагенской
Академии художеств, основанной в 1754 году королем
Фредериком V, сформировалась самобытная датская ху-
дожественная школа. Ее создателем по праву считается
Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783–1853). Находясь
под впечатлением от архитектурных памятников Рима, он
с особым увлечением писал городские виды, изыскивая
неожиданные ракурсы изображения и заботясь о передаче
освещения в разное время суток. Пристальное внимание к
деталям сочеталось с тщательным отбором элементов изо-
бражения и продуманной, рационально построенной ком-
позицией. Там же художник освоил практику живописных
этюдов на пленэре. Принято считать, что именно римские
пейзажи Экерсберга заложили основу датской живописи
Золотого века.
Ученики Экерсберга пошли по стопам своего учителя.
Путешествуя по Италии, они писали картины с видами ан-
тичных и средневековых построек. Это относится к таким
художникам, как Мартинус Рербю, Константин Хансен,
Йорген Ред и Кристен Кебке. Правда, они не ограничива-
лись изображением Рима и его окрестностей, выезжали в
Неаполь, Помпеи или в Пестум, а Рербю путешествовал
также по Норвегии, бывал в Париже, Стокгольме, Афинах
и Константинополе. В противоположность Рербю, Кеб-
ке жил и работал большей частью в пригородах датской
столицы, находя сюжеты для своих картин поблизости от
дома, с любовью изображая «незначительное» и «повсед-
невное».
Но не все художники, учившиеся у Экерсберга, ста-
ли его прямыми последователями. Вильхельм Марстран
(1810–1873) работал в основном в сфере жанровой живо-
писи; в его полотнах более, чем в произведениях других
учеников Экерсберга, присутствует повествовательно-
иллюстративное начало. Творчество Марстрана в датской
художественной жизни стояло несколько особняком.
Рассудочная эстетика Экерсберга, основанная на кри-
терии «объективности», была чужда новому поколению
живописцев, восприимчивых к романтическим веяниям
эпохи. Лундбю, ДрайериСкоугор возглавилинационально-
романтическое движение. У Лундбю неотъемлемым эле-
ментом национально-романтического пейзажа стало изо-
бражение старинной архитектуры Дании.
Золотой век датского искусства закончился в 1848 году.
Это произошло не только из-за изменений политической
ситуации (отмена абсолютной монархии и начало первой
шлезвиг-голштинской войны). В эти годы ушли из жизни
многие из самых значительных мастеров (Рербю, Кебке и
Лундбю), в то время как другие прекратили или почти пре-
кратили работать (Экерсберг, Йенсен, Седринг и Драйер).
Почти все художники, остававшиеся в Копенгагене, стали
работать в другой манере (Хансен, Ред и отчасти Скоугор
и Марстран). Наконец, появились молодые живописцы с
новыми художественными идеалами, изображавшие на-
родную жизнь.
Выставка дает зрителям возможность не только про-
следить эволюцию датской живописи в первой половине
XIX века, но и выявить жанровые предпочтения художни-
ков, устойчивые мотивы, к которым датские мастера были
особенно привержены.
Особый раздел выставки посвящен скульптору Берте-
лю Торвальдсену (1770–1844) — одному из выдающихся
мастеров европейского неоклассицизма и единственному
из датских художников того времени, кто удостоился ми-
ровой славы. Он получал заказы из разных стран, в том
числе из России. Прославленным ваятелем были созданы
знаменитый бюст российского императора Александра I,
портреты других представителей русской знати. Большую
часть своей жизни, почти 40 лет, Торвальдсен провел в
Риме. Его творчество опиралось на классическое античное
искусство, а сюжеты для своих скульптур он чаще всего
черпал из греко-римской мифологии, реже — из мира хри-
стианских образов.
Арт-галерея «Кристина» (Знаменка, 7, стр. 3)
Во второй половине октября в арт-галерее открывается вы-
ставка «Светоносное откровение», на которой представлены
иконы и картины Юрия Кузнецова.
В экспозиции — издавна почитае-
мые на Руси образы Богоматери,
Архангела Михаила, преподобных
Сергия Радонежского и Серафима
Саровского. Особое место зани-
мают иконы из серии «Явление»,
написанные в сияющих бело-
золотистых тонах. А центральный
экспонат — икона «Иисус Христос
в белых одеждах».
История этого образа восходит
к традиционной иконе Преображе-
ния, к чуду, которое свершилось на
горе Фавор, когда Иисус, позвав с
собою трех учеников, Иоанна, Пе-
тра и Иакова, поднялся на вершину
этой горы и стал молиться. И вне-
запно Его облик дивно переменился… Евангелисты сви-
детельствуют: «…и преобразился пред ними: и просияло
октябрь 2011
Банки и деловой мир
89
качество жизни:
афиша