Разве известен миру китай-
ский, индийский или любой другой
«мондиализм»
3
? Если только Араб-
ский халифат…
Иное дело — Европа и Россия, глу-
бокое воздействие которых на миро-
вое сообщество отмечено повсеместно
и с давних времен. Известны также и
формы продвижения России и Евро-
пы в мире: российский патернализм и
европейский колониализм. Последний
оказался причиной трагических собы-
тий и неурядиц в XIX и XX веках, дает
он о себе знать и сегодня. Его послед-
ствия видны в крахе так называемого
мультикультурализма, который пред-
полагалось строить именно на коло-
ниальном принципе ассимиляции
мигрантов.
Мондиализм в европейском «из-
воде» — как мировое предприятие по
созданию сообщества народов и на-
ций — рухнул после Второй мировой
войны вместе с распадом колониаль-
ной системы. Место этого проекта за-
няла глобализация, орудиями которой
стали «демократия», «права человека»
и «финансово-рыночная экономика».
И эта терминология вошла в наше
сознание. Вместе с тем проект глоба-
лизации, продвигавшийся на основе
евроатлантического консенсуса, соз-
дания транснациональных рыночных
институтов и «эффективной» потре-
бительской экономики, стал третьим
этапом колонизации. Ему предшество-
вал второй этап, связанный с переме-
щением большой части промышлен-
ности в третьи страны — в погоне за
дешевой рабочей силой и доступными
сырьевыми ресурсами.
Нынешнийкризис подводит основ-
ные итоги глобализации: ничем не
ограниченная неолиберальная эконо-
мика создала совершенно свободную,
виртуальную финансовую экономику
(Casino Capitalism), полностью ото-
рванную от экономики реальной. Од-
нако такая свобода (больше похожая
на произвол) стала не только тупиком
для реального общественного про-
изводства и общества вообще (как
пишет, например, Саския Сассен
4
в
статье из книги серии «Возможные
сценарии будущего»), но и беспреце-
дентным долговым капканом для са-
мой финансовой экономики — срабо-
тал эффект бумеранга. Таким образом,
кризис экономический предстает как
цивилизационный кризис всех миро-
вых проектов: мондиализма, европе-
изма, евроатлантического консенсуса
и глобализации.
Политические элиты многих стран
давно смирились с тем, что между-
народная политика стала де-факто
внутренним делом, если хотите, соб-
ственным домашним занятием одной
великой державы — США. Штаты по-
прежнему пытаются перекроить ре-
гиональную структуру мира по своим
лекалам. Но чем больше США втяги-
ваются в различные ситуации по пере-
делке субъектов и структур влияния в
мире, тем больше их политика теряет
определенность и соответствие реаль-
ности. Так называемая «арабская вес-
на», события в Ливии говорят скорее о
том, что местные региональные силы
очень умело используют влияние, по-
мощь и патронаж со стороны США и
ЕС в своих интересах, которые далеко
не всегда совпадают с интересами их
покровителей.
Совмещение политики и экономи-
ки, особенно в наши дни, и в особен-
ности, в странах Запада, формируют
общественнуюидеологию, замкнутуюв
себе, ориентированную на собственное
доминирование в окружающем мире.
Что косвенно подтверждают попыт-
ки представления Китая как будущего
субъекта доминирования и возникно-
вения новой угрозы западному миру.
Идеология господства европей-
ской идентичности и западного миро-
понимания подкрепляется системой
прав человека, которая подтверждена
юридическими международными про-
цедурами. Но такая система прав че-
ловека вряд ли может считаться уни-
версальной, поскольку не соотносится
с правами человека в рамках иных ци-
вилизационных сообществ.
Эту нестыковку, несоответствие
системы прав человека в неолибераль-
ной трактовке и системы человеческих
ценностей отмечал в недавнем про-
шлом профессор Джозеф Камильери.
Он говорил именно о необходимости
диалога для разрешения возникаю-
щих противоречий. Тем более ценным
представляется диалоговый формат
работы Родосского форума, где каждо-
му участнику на деле предоставляется
возможность заявить собственнуюпо-
зицию, высказать свои взгляды на вы-
зовы окружающего мира. Таким обра-
зом, появляется реальная перспектива
не только соотнести свою позицию с
другими, но и согласовать ее.
Для современного мира характерно
возникновение широкой социальной
среды, благодаря феноменам глобаль-
ности — в первую очередь распро-
странению Интернета и социальных
сетей, международных коммуникаций
и связей. Но при этом наблюдается
довольно странное явление: сам факт
3
Мондиализм (фр. Mondial — мировой, все-
мирный) — движение за объединение мира
и его отдельных регионов на федеративной
основе с общим и всемирным правитель-
ством.
4
Саския Сассен — американский социолог и
экономист, профессор Колумбийского уни-
верситета.
8
Банки и деловой мир
ноябрь 2011
позиция
Мондиализм, как мировое предприятие
по созданию сообщества народов и наций,
рухнул вместе с распадом колониальной
системы
Неолиберальная экономика создала
виртуальный casino capitalism, полностью
оторванный от экономики реальной