коммуникации налицо, однако подоб-
ные контакты не несут собственно со-
циальной нагрузки, что выражается в
отсутствии определенной социальной
ответственности, допущении любого
аномального поведения, стремлении
делегитимизации традиций, культур-
ных ценностей, власти.
Возможно, меня упрекнут в излиш-
ней осторожности, но мне кажется, что
мы должны рассматривать не только
преимущества свободной коммуни-
кации и безграничного распростране-
ния информации, но и задумываться
об опасности и последствиях каких-то
манипуляций в этой сфере. Например,
о том, почему в политологическом лек-
сиконе сегодня возник термин «кур-
ковая, спусковая революция». Думаю,
мы наблюдаем новое явление, и надо
серьезно заниматься вопросом о роли
Всемирной паутины в сегодняшних
политических манипуляциях.
Правда, массовое стремление к
свободе высказывать все, что угодно
и как угодно, носит очевидно прехо-
дящий характер и понемногу начинает
спадать. Оказалось, даже полная ин-
дивидуальная свобода высказывания
вовсе не дает гарантии быть услы-
шанным и тем более не гарантирует
утверждения своих позиций в этом
«свободном» социуме. Видимо, с этим
связана потеря интереса к самовы-
ражению в Интернете: виртуальные
сети, создаваемые для того, чтобы
удовлетворить самые разные потреб-
ности социального взаимодействия,
быстро набирают очки — и столь же
быстро их теряют.
Поэтому все попытки создать тех-
нологическую базу для современных
средств коммуникации в социуме
безотносительно к традиционным
социальным институтам, на основе
только самовыражения индивиду-
альной воли, порывов и страстей, не
создают пока живой среды, жизнеспо-
собного социального контекста для
интеграции. Более того, современные
интернет-технологии нередко исполь-
зуют для целенаправленного манипу-
лирования общественным мнением,
для дестабилизации самого разного
толка и для мгновенной доставки не-
ких управляющих сигналов, точно по-
падающих в заранее подготовленную
социальную среду. Этот виртуальный
инструмент тем более опасен, что спо-
собен не только избирательно и про-
извольно влиять на поведение людей,
но и вызывать массовые конфликты
в обществе, которые уже приводят к
жертвам.
Хочу в связи с этим еще раз напом-
нить точку зрения нашего форума: ре-
альное участие в жизни мирового со-
общества возможно только в прямом
диалоговом формате и нисколько не
зависит от каких-то «управляющих
сигналов». Причем этот диалог про-
должается и между ежегодными сес-
сиями на Родосе, и на других встречах,
в статьях и книгах участников форума.
Так, в этом году — в рамках деятель-
ности группы «Возможные сценарии
будущего» — вышли четыре книги.
Первая — «Россия: вызовы преобра-
зований», под редакцией Петра Дут-
кевича, — собрала ведущих экспертов,
специалистов по России из Европы и
Северной Америки. А в трех следую-
щих книгах, под редакцией Крейга
Калхуна
5
, рассматриваются причины
мирового кризиса, перспективы со-
временных моделей государственного
и межцивилизационного управления,
будущее состояние экономики и всей
мировой системы.
И несколько слов в заключение.
Современный период, как мне пред-
ставляется, можно охарактеризовать
как завершение эпохи «экономиз-
ма», эпохи, когда до предела дошла
индивидуализация человеческого
существования. Здесь вполне умест-
но вновь процитировать Джагдиша
Капура: «
Фундаментальная ошибка
индустриально развитой цивилиза-
ции заключается в том, что к любо-
му человеку она подходит с одной и
той же меркой, и он становится аб-
страктной экономической единицей,
особью стада… И тогда люди должны
обслуживать обратный ход маши-
ны —то есть потребление. Но это —
нарушение законов природы. Будучи во
власти этой несчастной иллюзорной
экономики, они не сознают, как близ-
ки к краху всей системы…Мы быстро
приближаемся к полному равнодушию
ко всему на свете, кроме денежных
знаков»
. Звучит как сказанное сегод-
ня, хотя Джагдиш Чандра Капур на-
писал это почти 15 лет назад в своей
замечательной книге «Наше будущее:
потребительство или гуманизм?».
Думаю, вопрос в названии этой
книги делает понятными нашимотивы
и основания для создания диалогово-
го формата взаимодействия мирового
сообщества и формирования соответ-
ствующего мирового порядка, кото-
рый будет отвечать нашим ожидани-
ям. Только реальное участие в жизни
мирового целого позволяет адекватно
отвечать на вызовы современности,
сознательно, не замыкаясь в границах
собственной идентичности, создавать
сценарии и предпосылки будущего, а
главное — развивать многообразие
человеческого сообщества.
5
Крейг Калхун — американский социолог и
политолог, профессор Нью-Йоркского уни-
верситета.
ноябрь 2011
Банки и деловой мир
9
позиция
Реальное участие в жизни мирового
сообщества возможно лишь в прямом
диалоговом формате и не зависит от
«управляющих сигналов»
Для современного мира характерно
возникновение широкой социальной среды,
благодаря феноменам глобальности