От «мальчика» —
до мастера
Как сейчас, так и в старину, большое значение имеет —
какой ты специалист в том или ином деле, насколько хорошо ты овладел
ремеслом. Конечно, нынешних учеников не заставляют выносить помои,
колоть дрова и носить воду в доме учителя, прежде чем начнется их непо-
средственное обучение. В этом аспекте овладения знаниями современное
человечество шагнуло несравнимо далеко вперед. А вот чего, пожалуй,
не хватает современному трудовому обществу, так это отеческой заботы
начальников о своих подчиненных. Да, несомненно, темп жизни другой,
масштабы не те, что в позапрошлом веке, но вот не хватает заботы, и все
тут. А вот как учились грамоте и специальности и какие встречались ру-
ководители предприятий в тогдашней Москве, нам расскажет книга
Веры
БОКОВОЙ «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке»
, вышедшая в из-
дательстве «Молодая гвардия».
Г
рамоте дети мещан и мастеровых, а в первой полови-
не века — и купцов, как правило, обучались у своего
приходского дьячка. Начиналась учеба 1 декабря — в
день пророка Наума, или 1 октября, на Покров. Перед нача-
лом учения дома у ученика устраивали молебен, молились о
преуспеянии в науках, «о даровании силы и крепости к по-
знанию учения и к познанию блага и надежды». Обучение
производилось по веками отработанной системе: сначала
заучивались названия букв, потом «склады» — двойные и
тройные. Их осваивали, водя указкой по азбуке и громко
повторяя вслух за учителем. (Указки эти были настолько
широко распространены, что продавались не только в пис-
чебумажных и книжных, но даже в овощных лавочках.)
После освоения церковнославянской грамоты учили
гражданскую. Книжная премудрость давалась с трудом.
И.А. Белоусов писал:
«Я вспоминаю одного ученика — сына
булочника из Замоскворечья. Ему так трудно давалась аз-
бука и так он ее возненавидел, что, проходя по Москворец-
кому мосту, утопил книжку в Москве-реке»
.
«Сначала в этой азбуке,
— вспоминал А.Н. Остров-
ский, —
буквы разных форм и размеров, потом всевозмож-
ные склады, потом целые слова; далее необходимые для жизни
правила, как то: будь благочестив, уповай на Бога, люби Его
всем сердцем; далее четыре стихии, пять чувств и наконец
«Помни последняя твоя — смерть, суд и геенну огненную»
.
Конечно, знание грамоты в низовой среде имело пре-
жде всего практическое значение: вести учетные книги,
правильно составить квитанцию, разобрать, что написано
в повестке и т.п. Встречались, однако, и книгочеи, осилив-
шие кое-что из классики («Тараса Бульбу», «Капитанскую
дочку»), читавшие песенники и даже газеты — «Москов-
ский листок», «Новости дня», «Русское слово», где печатали
с продолжением приключенческие и исторические романы
Н. Пастухова, Д. Дмитриева, С. Рыскина и других авторов
вроде «Разбойника Чуркина», «Самосжигателей», «Чурба-
новских миллионов» и «Московских трущоб».
Грамотный москвич мог продолжить образование. Для
городского сословия в 1835 году у Калужских ворот суще-
ствовало Мещанское училище. Содержалось оно за счет ка-
питалов московского купечества и было предназначено для
подготовки конторских служащих в коммерции. В нем име-
лось три класса, в каждом учились по два года. Выпускники,
особенно учившиеся чистописанию у Порфирия Ефимови-
ча Градобоева, были в купеческих конторах нарасхват.
С 1870-х годов в Москве стали появляться довольно
многочисленные воскресные школы, в которых учили гра-
моте фабричных рабочих, мелких приказчиков и сидельцев,
мастеров и других представителей низших слоев населения.
Для детей открылись городские и церковно-приходские
школы, в которые принимали отпрысков ремесленников
124
Банки и деловой мир
ноябрь 2011
качество жизни:
повторение пройденного