Стр. 126 - BDM_2011-11

Упрощенная HTML-версия

Выставки ноября
Государственная Третьяковская галерея
Антонелло да Мессина
Антонелло да Мессина (ок. 1425/1430–1479) — знаковая фигу-
ра в искусстве Раннего Возрождения. В российских музейных
собраниях нет ни одной работы этого выдающегося художни-
ка итальянского Ренессанса, поэтому выставка даже четырех
произведений Антонелло да Мессина в Третьяковской галерее
является важным фактом художественной жизни и значимым
событием Года итальянской культуры и итальянского языка в
России.
Творчество Антонелло да Мессина представляет
«самый
убедительный и органичный синтез из элементов ни-
дерландской и итальянской художественной культуры,
синтез, который можно смело отнести к числу высочай-
ших достижений кватроченто»
(В.Н. Лазарев).
Путешествие четырех произ-
ведений Антонелло да Мессина из
Сицилии в Москву (причем три из
них впервые вывозят за пределы
Италии) позволит зрителям сопо-
ставить русскую и итальянскую
культуруы, далекие географиче-
ски, но объединенные общей ху-
дожественной памятью о влиянии
византийского искусства.
Именно в ранних работах Ан-
тонелло, которые будут представ-
лены на выставке, можно увидеть
признаки общей византийской на-
следственности с русскими икона-
ми XV–XVII веков.
В изучении творчества Ан-
тонелло да Мессина неизменно
встает вопрос о художественных
влияниях разных культур. В XV
веке город Мессина, родина художника, находился на пе-
рекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Сре-
диземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное
образование художник получил, вероятно, в мастерской
отца, который был резчиком по камню и ювелиром.
Но маленький город мало что мог дать юному худож-
нику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра
«Средиземноморского Возрождения», признанного места
распространения фламандской, испанской и французской
живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год
началась настоящая карьера Антонелло при дворе коро-
ля Альфонсо Арагонского. Таким образом, Антонелло, не
выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел
возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидер-
ландской живописи, которая была в большом почете при
дворе.
После знакомства с творчеством Андреа Мантеньи и
Пьетро делла Франческа живописный язык Антонелло
становится более монументальным, обобщенным.
С другой стороны, считается, что именно Антонелло
оказал влияние на североитальянских живописцев, в част-
ности на Джованни Беллини, продемонстрировав воз-
можности масляной техники в передаче свето-воздушной
среды и тонких цветовых соотношений, что было крайне
важным для венецианской живописи.
В сентябре 1476-го художник вернулся в Мессину, ко-
торую уже больше не покидал до самой смерти в 1479 году,
работая над заказами.
Несмотря на недолгую жизнь он сумел впитать и ор-
ганически переработать самые противоречивые идейные
и художественные течения своего времени — и мир «бес-
конечно малых величин» нидерландцев, и спокойный мо-
нументальный язык Пьетро делла Франческа, и перспек-
тивные искания Мантеньи.
Галерея искусств, Даев переулок, 33
Я рисую море
Маринистика в русской живописи XIX–ХХ веков
Море... Его божественная красота, сила дикой природы,
беспрерывно меняющиеся краски никогда не оставляли
равнодушными художников, вдохновляя их на создание ве-
ликих полотен.
В русской школе живописи есть немало выдающихся
художников-маринистов, получивших мировое призна-
ние: И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, Л.Ф. Лагорио,
А.К. Беггров, В.Д. Орловский, Н.Н. Дубовской. Их произ-
ведения стали основой экспозиции. На выставке демон-
стрируются также работы менее известных в настоящее
время художников: Р.Г. Судковского, И.М. Проскурнина,
Г.П. Кондратенко, П.А. Склярова, Л.Д. Блинова, М.С. Тка-
ченко, М.А. Алисова, В.Н. Мешкова, Н.Е. Бубликова и
многих других, игравших, тем не менее, заметную роль
в художественной жизни России конца XIX — начала
ХХ века.
126
Банки и деловой мир
ноябрь 2011
качество жизни:
афиша