ния качества кредитов, основанный на гарантии и на дол-
говых траншах, находящихся в зависимости от кредита и
контроля качества.
Еврокомиссия и Всемирный банк подсчитали, что для
модернизации энергетики и транспорта только Европы
нужны инвестиции в объеме около 3 триллионов евро. Реа-
лизация подхода, основанного на проектных облигациях,
потребует иного регулирования рынка облигаций и новой
технической структуры для оценки технологического каче-
ства проектов, а также и создания агентства по контролю и
обеспечению движения ликвидных средств.
Второе предложение, представленное членами Клуба
долгосрочных инвесторов — создание
европейских об-
лигаций
. Подобные идеи находили в недавнем прошлом
поддержку представителей правительств
некоторых европейских государств, но
встретили оппозицию тех, кто полагал,
что подобная политика развяжет руки
новым финансовым угрозам и долгам.
На деле же положительные эффекты
перевешивают риски убытков. Простое
решение выпустить европейские облигации остановит не-
прекращающиеся спекулятивные нападки. Оно послужат
сигналом к тому, что теперь рынки и спекулянты столкнут-
ся со всей экономической и политической силой Европы.
В то же время эта мера продиктует новые правила по огра-
ничению коротких спекулятивных операций.
Облигации могут стать естественной эволюцией Ев-
ропейского стабфонда: каждая страна ЕС сможет выпу-
стить количество европейских облигаций, эквивалентное
40–60% ее ВВП (максимальная доля долга, установленная
Маастрихтским договором) для замещения старых нацио-
нальных бумаг. Это право собственности будет гаранти-
роваться всеми членами Евросоюза посредством фонда
соразмерных пропорций. Незамедлительным эффектом
станет улучшение оценочных стандартов и понижение
средних европейских процентных ставок.
Оставшийся государственный долг будет находиться
под ответственностью отдельных стран, подпадающих
под условия политики налогово-бюджетного регулирова-
ния, и являться предметом скоординированного процесса
реструктуризации. Агентство по управлению европейским
долгом сможет заменить Стабилизационный фонд и вы-
пускать долговые права собственности каждой страны ЕС.
Оно также сможет вмешиваться и выкупать долговые пра-
ва стран, находящихся в неблагоприятных условиях, —для
сокращения их процентных ставок, понизив последние до
среднеевропейского уровня.
В рамках реструктуризации частные владельцы дол-
говых прав собственности могут попросить заменить их
другими правами, выпущенными Агентством по управ-
лению европейским долгом. Эта мера позволит понизить
давление на долговые облигации, поскольку их можно
выпустить в обращение на уровнях, близких к их номи-
нальной ценности, а не по крайне обесцененному уровню,
как сейчас.
Бывший президент Еврокомиссии Романо Проди со-
вместно с профессором экономики Миланского католиче-
ского университета Альберто Квадрио Курзио не так давно
представили важное предложение об «облигациях Евросо-
юза». Они предложили создать европейский финансовый
фонд с основным капиталом в триллион евро. Капитал бу-
дет образован из 350 миллионов унций золота, хранящихся
в центральных банках европейских государств, — общей
стоимостью около 450 миллиардов евро. Остальная часть
будет образована акциями промышленных предприятий
и облигациями, контролируемыми правительствами евро-
пейских государств в частных секторах (энергетика, нефте-
газовый комплекс, телекоммуникации, почтовые услуги и
т.д.). Квоты будут разделены в тех же пропорциях, действи-
тельных для ЕЦБ. Участие Германии составит 270 миллиар-
дов евро (из них 140 миллиардов — из ее золотых запасов),
Франция — 200 миллиардов (половина — золотом), вклад
Италии — 180 миллиардов евро (из золотых запасов — 100
миллиардов). Взнос остальных стран также должен быть в
определенных пропорциях.
Используя умеренное привлечение заемного капита-
ла в соотношении один к трем, фонд сможет выпустить
облигации на сумму 3 триллиона евро. Чтобы привести
среднее соотношение долга к ВВП с нынешних 86 до 60%,
требуются европейские облигации на сумму 2,3 триллиона.
Оставшиеся 700 миллиардов будут использованы для реа-
лизации долгосрочных инвестиционных проектов в мо-
дернизации основных инфраструктур, энергетики, транс-
порта и технологий.
Золото и государственное участие в долях частных
компаний не будет продано (что многие ошибочно счи-
тают единственным способом сокращения госдолга), но
будут использованы в качестве капитала фонда. Это по-
зволит избежать линейного урезания бюджета и других
строгих ограничительных мер, которые повлекут за собой
катастрофические негативные социальные эффекты и ре-
цессию.
…Все понимают, что мировой финансовый кризис не
покинет нас до тех пор, пока не будут согласованы правила
новой системы, взамен Бреттон-Вудской. Тем не менее Ев-
ропу призывают к необходимости встретить лицом к лицу
некоторые основные трудности. Но прежде всего Европе
предстоит выразить политическую волю к строительству
единой политической и экономической архитектуры кон-
тинента, которую так долго ждали в Старом Свете.
Распад Евросоюза повлечет
катастрофическое падение рынка всех
стран, включая и самые сильные
ноябрь 2011
Банки и деловой мир
39
Без границ:
Мир на грани