качество жизни:
афиша
Выставки декабря
Музей Востока
«Русский Китай»
В последнее время тема русской
эмиграции в Китае стала весьма
популярной. Она отражает жизнь,
нелегкие судьбы и деятельность
определенной группы наших со-
отечественников, волею суровых
обстоятельств оказавшихся ото-
рванными от России на долгие
годы и — в силу жестких поли-
тических установок — лишенных
права вновь обрести Родину.
Знакомство с историческими документами и книгами
мемуаров, которые появляются в последнее время, дают
представление о том, сколь насыщенной духовной жиз-
нью жили лучшие представители русской эмиграции. До-
статочно вспомнить известные имена Александра Вертин-
ского, Олега Лундстрема, поэтессы и балерины Лариссы
Андерсен, Николая Рериха, писателя Павла Северного.
В Харбине и Шанхае, Тяньцзине и Ухани работали писате-
ли и журналисты, которые писали очерки, стихи, сотруд-
ничали в русскоязычных газетах. Они не только отражали
жизнь, проблемы русской диаспоры, но и знакомили рус-
ских с китайскими праздниками, обычаями, историей, ис-
кусством, достопримечательностями и т.д.
Следует отметить, что эмигранты (как уже жившие в
Китае, так и появившиеся там после 1917 года) в силу исто-
рических обстоятельств в одежде, оформлении быта боль-
ше были связаны с Западом, чем с Россией. Именно от-
туда шли многие стилистические тенденции литературы,
театрального и изобразительного искусства, моды — тем
более что состоятельные представители русской диаспоры
часто ездили в страны Европы и Японию.
Русская эмиграция (часть из которой бежала от потря-
сений в России) пережила нелегкие времена в Китае и, тем
не менее, для русских Китай, навечно или на время, стал
пристанищем. Люди научились приспосабливаться к чу-
жому языку, пище, климату. Неизменной оставалась вера,
язык и попытки продолжить традиции русской культуры.
Богатый, но одновременно сложный и разнородный ма-
териал дает возможность показать связь художественных
идей Запада и Востока через прекрасные произведения
искусства, документы и фотографии, которые бытовали в
среде русских эмигрантов, коллекционировались, создава-
лись ими, служили источником их творчества.
Выставка необыкновенно сложна по своему составу,
поскольку решает одну из основных задач — показать вза-
имосвязь многих явлений в духовной жизни представите-
лей русской эмиграции. В экспозиции отражено, в какую
среду первоначально попали русские, как постепенно вра-
стали в китайский предметный мир и духовную атмосферу
Востока. На выставке представлен стилизованный инте-
рьер с традиционными китайскими вещами. Простран-
ство наполнено костюмами, различными аксессуарами,
произведениями китайского декоративного искусства ру-
бежа XIX–XX веков. Воссоздан и специальный уголок, по-
священный произведениям так называемого «кантонского
стиля» — резьба по дереву, лаки, веера, расписная эмаль,
кантонские шали и вазы.
Наряду с этим показаны произведения для кабинета,
который мог бытовать и в России, и в эмигрантской среде
Китая и Запада. Нелишним является экспонирование не-
которых японских декоративных изделий, которые часто
попадали в Маньчжурию, соединяясь с китайскими пред-
метами, нередко влияя на изменения их стиля.
Одна из важнейших тем выставки — творчество
художников-эмигрантов, работающих в Китае (М. Домра-
чев, Я. Лихонос, А. Ярон и др.). Известно, что Николай Ре-
рих неоднократно бывал в Китае, в частности в Харбине и
Шанхае, поэтому экспозиция дополнена произведениями
великого художника из собрания ГМВ, созданными им в
Китае в этот период. В залах представлена авторская гра-
фика 30–40-х годов прошлого века: Гу Юань, Ли Хуа, Ван
Шуи, имеющая острую социальную и политическую на-
правленность, а также народная картина няньхуа, где в
своеобразной наивной форме отражены отдельные евро-
пейские реалии на Востоке.
Третьяковская галерея
Что есть истина? Николай Ге
К 180-летию со дня рождения
Выставочный проект представля-
ет творчество одного из наиболее
значимых, своеобразных и эмоцио-
нальных художников второй поло-
вины XIX века — Николая Нико-
лаевича Ге (1831–1894).
Экспозиция, в которую вошло
более 200 произведений, откры-
вает новый взгляд на творчество
живописца, который искал в своем
искусстве ответы на «вечные во-
просы». Николай Ге предстает как
автор не только хрестоматийно
известных исторических полотен
и портретов, но и как создатель
новаторских по своей трактовке
и пластическому языку картин евангельского цикла, как
пейзажист и выдающийся рисовальщик.
Cовременникам художника его живопись казалась
слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а нео-
жиданность и смелость композиционных решений при-
нималась за ошибку. Николай Ге приближался к границе
эстетических норм ХIХ века — и разрушал их. Выставка
предоставляет возможность увидеть его творчество как
114
Банки и деловой мир
декабрь 2011