качество жизни:
книжная полка
уникальное целостное явление, где содержание и способы
выражения органично взаимосвязаны и отвечают напря-
женным духовным, нравственным и идейным поискам
второй половины XIX века.
Критики упрекали Ге в том, что многие работы воспри-
нимались зрителем как незаконченные, хотя сам художник
считал их завершенными. Задача выставки — снять этот
негативный оттенок, осознав новаторство его художе-
ственного языка, опередившего свое время.
Продолжатель романтической традиции, он одновре-
менно стоит у истоков экспрессионизма в русском искус-
стве. В экспозиции живопись объединена с корреспонди-
рующей графикой, что позволяет понять логику развития
идей художника, путь его эволюции. Именно в эскизах и
этюдах впервые совершается прорыв в новую эстетику —
эстетику протоэкспрессионизма.
Выставке предшествовала большая исследовательская
работа, были сделаны серьезные научные открытия. Так,
под живописным слоем картины «Что есть истина? Хри-
стос и Пилат» была обнаружена другая композиция —
«Милосердие», известная по фотографиям и воспомина-
ниям.
Подлинной сенсацией выставки станет демонстрация
полной коллекции рисунков Николая Ге — 55 листов (из
них 17 — двусторонние). Художественная ценность этих
графических произведений, демонстрирующих уровень
мастерства Ге-рисовальщика, огромна.
Государственный исторический музей
Русский художественный чугун
из коллекции Татьяны Удрас
Основу коллекции составляет русский ху-
дожественный чугун конца XIX — начала ХХ
века, периода расцвета крупнейших рос-
сийских чугунолитейных предприя-
тий, где было сосредоточено произ-
водство художественного чугунного
литья в последней трети XIX века.
На выставке представлены образ-
цы изделий Каслинского и Кусинского заводов: кабинетная
скульптура, выполненная по моделям Е.А. Лансере, П.К.
Клодта, Н.И. Либериха; интерьерные предметы— ажурная
литая мебель, подсвечники, вазочки; бытовые вещи—бре-
локи, шкатулки, лотки и др. В числе редких образцов ка-
бинетной скульптуры— выразительные конные статуэтки
по моделям П.К. Клодта, а также величественный «Зубр»,
отлитый в 1903 году по модели скульптора Р. Баха.
Интересна статуэтка «Бык» — уменьшенная копия про-
изведения XVI века, повторявшего в свою очередь ориги-
нал древнегреческого скульптора Мирона.
Широкой известностью пользовались скульптурные
портреты русских писателей, исполнявшиеся в чугуне.
В их числе скульптурная композиция «Граф Лев Толстой
пашет» по модели скульптора А. Соловьевой. В ее же ис-
полнении представлены персонажи знаменитого произве-
дения Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Чичиков, Ноздрев,
Плюшкин.
В числе работ, исполнявшихся по моделям западноев-
ропейских скульпторов—выразительные женские образы:
ветхозаветная Руфь, героиня античной мифологии Ифиге-
ния, дочь царя Агамемнона, выполнявшиеся по моделям
австрийского скульптора Фридриха Марселя Гольдшейде-
ра, а также национальная героиня Франции Жанна д’Арк
на коне — по модели французского скульптора Адриана
Этьена Годе.
Особый интерес представляют оригинальные произ-
ведения каслинских мастеров: подчасник «Избушка на ку-
рьих ножках», «Амур оборванный хромой», выполненные
по моделям выпускника Императорской академии худо-
жеств М. Канаева.
Чугун—железный сплав, материал хрупкий, но мягкий
и точный в литье —позволял воспроизводить любую, даже
самую сложную форму. Доказательством этому служат
образцы ажурного литья — диван в стиле рококо с вино-
градной лозой по модели 1820-х годов, созданной знамени-
тым немецким скульптором и архитектором К. Шинкелем,
ажурные полочки-кронштейны, тонкие ажурные предме-
ты письменного стола.
Особую редкость в коллекции составляют миниатюр-
ные предметы — печати и брелоки, в том числе — крошеч-
ный брелок «Молоточки», размером всего полтора санти-
метра. Скрещенные молоточки — атрибут горного дела,
своеобразная визитная карточка горного производства.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже подобные бре-
локи к часам бесплатно раздавали посетителям чугунного
павильона.
Книжная полка
Вячеслав Шестаков.
Уинстон
Черчилль. Интеллектуальный
портрет
Форум
Книга повествует о том, что политика
была далеко не единственной сферой
интересов знаменитого государствен-
ного деятеля. Черчилль получил Нобе-
левскую премию за литературные за-
слуги и ораторское искусство. Он очень любил живопись,
по его собственным словам, «испытывал почти религиоз-
ное почтение к художникам» и в конце концов сам научил-
ся неплохо рисовать. А будучи публицистом, написал пре-
красную статью «Живопись как времяпрепровождение»,
впервые переведенную на русский автором книги.
Отдельная глава посвящена фирменному юмору сэра
Уинстона.
«Когда Черчилль впервые баллотировался в пар-
ламент, он сам ходил по домам, предлагая голосовать за
декабрь 2011
Банки и деловой мир
115