В годы кризиса эти учреждения
приняли на себя роль движущей
силы, формирующей новую экономи-
ческую и промышленную политику
ЕС. Играя важную роль не только в
финансировании инфраструктуры,
но и в прямой поддержке предприя-
тий, они разработали эффективные
инструменты как для средних и круп-
ных стратегических фирм, так и для
малого бизнеса. ВоФранции иИталии
недавно были созданы крупные фон-
ды прямых инвестиций, которые при-
надлежат их крупным национальным
банкам развития, правительствам и
другим национальным институцио-
нальным инвесторам. Во Франции
это Fonds Strategique d’Investissement
(49% в нем принадлежат француз-
скому правительству и 51% – CDC),
в Италии — Fondo Strategico Italiano
(90% принадлежит CDP).
Итальянский FSI с максимальным
размером 7 миллиардов евро – один
из крупнейших европейских фондов
прямых инвестиций. Благодаря ин-
ституциональной поддержке CDP,
его высокой репутации и глубокому
знанию национального контекста,
он может со временем стать важным
привлекательным «полюсом», притя-
гивающим глобальных инвесторов.
Его цель состоит в приобретении
миноритарных пакетов акций компа-
ний, представляющих национальный
интерес, поддержании роста, участии
в создании «национальных чемпио-
нов», а также консолидации малых и
средних предприятий для повышения
их операционной эффективности и
международной конкуренции. Прак-
тически мы имеем дело с новыми ры-
ночными инструментами промыш-
ленной политики. Способными, в том
числе, и формировать эту качествен-
но иную промышленную политику,
основанную не только на субсидиях,
грантах и финансовых стимулах, но
и прежде всего на поддержке про-
мышленного сектора с точки зрения
капитала и стратегии. Стратегические
фонды прямых инвестиций, вместе с
их спонсорами и банками развития,
станут ключевыми союзниками по-
литиков в их усилиях по восстанов-
лению реальной экономической ак-
тивности и созданию общих условий,
необходимых для стимулирования
конкуренции и роста.
В сфере поддержки средних и ма-
лых предприятий большинство ев-
ропейских банков развития создали
фонды прямых инвестиций (предна-
значенные также для стимулирования
корпоративной консолидации и/или
интернационализации), венчурные
фонды, системы гарантий. В области
заимствований создаются различ-
ные инновационные финансовые ин-
струменты. Среди них — инструмент
гарантий по займам для проектов
Трансевропейской транспортной сети
(LGTT), инструмент финансирования
распределения риска (RSFF), Проект-
ные обязательства и др.
Остановлюсь подробнее на одном
примере. Основной идеей европей-
ской инициативы по проектным
обязательствам 2020 года является
предоставление поддержки ЕС ком-
паниям, эмитирующим обязательства
по финансированию крупномасштаб-
ных инфраструктурных проектов.
Эта инициатива направлена на при-
влечение дополнительного финанси-
рования со стороны частного секто-
ра в конкретные инфраструктурные
проекты посредством повышения
рейтинга старшего долга проектных
компаний. Тем самым создается воз-
можность его размещения в качестве
обязательств институциональных ин-
весторов. Ключевая роль комиссии
будет состоять в распределении риска
с ЕIB (или с другими партнерами по
финансированию), предоставлениии
им возможности выдавать гарантии
или ссуды для поддержки таких обя-
зательств.
Поддержанное ЕС усиление креди-
та позволит сделать выпуск старшего
проектного долга на рынках капитала
в форме нового класса проектных обя-
зательств («Проектные обязательства
ЕС»). В свою очередь, это приведет к
снижению затрат на финансирова-
ние экономически и технически обо-
снованных, рентабельных проектов к
более длительным срокам погашения
для проектных организаций и одно-
временно — к удовлетворению требо-
ваний институциональных инвесто-
ров (пенсионных фондов, компаний
страхования жизни) в отношении
устойчивых и долгосрочных активов.
Расчетные цели Европейской ко-
миссии и ЕIB для эмиссий Проектных
обязательств ЕС находятся в диапазо-
не 1–5 миллиардов евро на начальной
стадии и в диапазоне 10–20 миллиар-
дов евро к 2020 году. В результате в
течение семи лет должен возникнуть
европейский рынок Проектных обя-
зательств в объеме до 100 миллиардов
евро.
CDP — это крупнейший банк раз-
вития Италии. 70% в нем принадле-
жит правительству и 30% — группе
фондов управления частными инве-
стициями. С общими активами в 250
миллиардов евро банк является одним
из крупнейших долгосрочных финан-
совых учреждений, сосредоточенным,
главным образом, на финансировании
строительства инфраструктуры и
на поддержке среднего и малого биз-
неса.
Практически мы имеем дело с новыми
рыночными инструментами промышленной
политики
Банки развития — это дополнительные,
а не конкурирующие с другими участники
рынка
40
Банки и деловой мир
декабрь 2011
без границ:
La Finanza