ковским и финансовым инициативам.
Особенно разрушительна для долго-
срочных инвестиций философия еже-
дневной переоценки позиций, отно-
сящей текущую рыночную стоимость
на активы, природа которых требует
оценки, основанной на нескольких
годах. Как было недавно признано,
и Европейская Директива II по пла-
тежеспособности, и МВФ будут пре-
пятствовать, чтобы такие важные ин-
весторы, как страховые компании и
пенсионные фонды вкладывали сред-
ства в инфраструктурные активы.
Потребность в новой регулятивной
основе обретает сегодня широкий ми-
ровой консенсус — как в научном со-
обществе, так и среди руководителей
промышленности, во властных кругах.
На политическом уровне ЕС это было
особо подчеркнуто Европейской ко-
миссией — после отчетов De Larosière
и Monti — в сообщениях по
Новому
закону об общем рынке
, по
Европей-
ской инвестиционной политике
и по
Обзору бюджета
. К сожалению, это
так и не вылилось в конкретную по-
литическую инициативу, требующую
корректировки ныне действующих
регулятивных механизмов, которые
по-прежнему нацелены на процикли-
ческое и краткосрочное воздействие.
В связи с этим особое значение
приобретает опыт действующих в
Европе крупных долгосрочных ин-
ституциональных инвесторов с ман-
датом государственного сектора. Они
работают преимущественно как бан-
ки развития и являются катализато-
рами в привлечении частного финан-
сирования как для стратегических
долгосрочных инвестиций в областях
инфраструктуры, НИОКР и иннова-
ций, так и для роста среднего и мало-
го бизнеса, социального развития. В
ходе кризиса они предприняли ряд
инициатив по поддержке экономики:
от предоставления ликвидности бан-
ковской системе до поддержки мало-
го и среднего бизнеса через фонды
прямого инвестирования и гарантий,
создания государственных фондов
прямого инвестирования в стратеги-
ческих секторах экономики.
К основным банкам развития в Ев-
ропе относятся: Европейский инвести-
ционныйбанк (
ЕIB
), Европейскийбанк
реконструкции и развития (
ЕBRD
),
французский
CDC
, итальянский
CDP
,
испанский
ICO
, германский
KfW
и
польский
PKO
. Имея государствен-
ный мандат, они, с одной стороны, яв-
ляются коммерческими структурами,
а с другой — «политически ориенти-
рованными». Одна из важнейших их
задач —финансирование инфраструк-
туры. В условиях кризиса они оказыва-
ли поддержку рынка, так как традици-
онные источники старшего долга для
инфраструктурных инвестиций были
существенно ограничены.
И сегодня рынки капитала предо-
ставляют очень небольшие объемы
старшего долга из-за сокращения
числа новых сделок, страхуемых узко-
специализированными компаниями,
и низкой склонности инвесторов к
необеспеченным проектным обяза-
тельствам. Сдерживают процесс огра-
ничения на ликвидность и капитал
основных банковских групп, а также
низкий объем синдицирования и не-
прерывное снижение средней суммы,
обязательства по которой банк может
на себя принять по каждой сделке.
И если не будут найдены дополни-
тельные источники, можно ожидать,
что даже готовые к реализации про-
екты останутся без финансирования.
Поддержка инфраструктуры про-
тив «кредитного кризиса» и недостат-
ка предложения капитала — одна из
основных целей банков развития как
в разгар кризиса, так и после. Опреде-
ленные действия были предприняты
для реанимации фондового рынка,
рынка долговых обязательств и капи-
тала для инфраструктуры. Банки раз-
вития традиционно рассматриваются
как долгосрочные инвесторы (LTI),
так как могут держать активы в своих
долгосрочных портфелях в течение
потенциального финансового кризиса,
существенно повышая тем самым ста-
бильность рынка и обеспечивая ему
контрциклический буфер, сглаживаю-
щий краткосрочную волатильность.
Эта категория инвесторов имеет
крепкую основу капитала, которая по-
лагается главным образом на резерв-
ные накопления и позволяет им абсор-
бировать краткосрочные колебания на
финансовых рынках — привлечением
резервов в неблагоприятные годы и их
пополнением в благоприятные. Они
характеризуются низкой зависимо-
стью от краткосрочной рыночной лик-
видности — благодаря устойчивым
ресурсам, состоящим из регулируемых
или обеспеченных депозитов, долго-
срочных сберегательных продуктов
или долгосрочного заимствования.
Производят устойчивые потоки на-
личности в течение более длительных
периодов и финансово устойчивые
долгосрочные уровни доходности,
скорректированные на риск.
И еще одно важное обстоятель-
ство. Банки развития — это дополни-
тельные, а не конкурирующие с други-
ми участники рынка. Они предлагают
рыночную институциональную под-
держку, экономический и финансо-
вый патронаж, смягчают восприятие
риска другими участниками, неся
определенные риски и потенциально
поглощая первые убытки (отдельные
и ограниченные в размере).
Выстроенный под инвестбанки и торговлю
бухгалтерский учет ставит в невыгодное
положение долгосрочных инвесторов
В ближайшие годы развитым экономикам
предстоят напряженные процессы финансо-
вой консолидации
декабрь 2011
Банки и деловой мир
39
без границ:
La Finanza