Пиар от
Петра I
Сегодня у нас пиаром не занимается разве что ленивый.
Другое дело, что мы далеко не всегда принимаем для себя то, что нам
рекламируют и предлагают, поскольку у нас давно уже существу-
ет свобода выбора: не нравится шапка-ушанка — покупай тюбетейку
или сомбреро, поскольку сие есть дело твое сугубо личное и никому
не подотчетное, которое душу греет и сердце радует.
Но так было не всегда. Великий реформатор Петр I «пиарил», можно
сказать, силовыми методами, нимало не считаясь с возражениями оппо-
нентов, западный образ жизни, на который насмотрелся через прорублен-
ное в Европу окно, и, как правило, внедрял «новые технологии» через
государственные, обязательные к исполнению, указы. А тут уж хочешь
не хочешь, но изволь подчиняться. Подробности же того, как это проис-
ходило, мы узнаем, заглянув в книгу
Виктора НАУМОВА
«Повседневная
жизнь Петра Великого и его сподвижников», вышедшую в издательстве
«Молодая гвардия».
П
етр I активно насаждал в среде русского дворян-
ства привычку к табаку, кофе и другим, распро-
страненным в Европе, колониальным товарам. Для
него все это являлось неотъемлемой частью повседневной
жизни цивилизованного общества. Таковы были вкусы
первого русского императора, и он считал себя вправе
переделать всех россиян «на свой лад». На петровских ас-
самблеях гости выпускали клубы табачного дыма и отхле-
бывали из чашечек кофе или чай. Это нравилось государю,
поэтому становилось заметной частью повседневной жиз-
ни высшего общества.
Переход от длиннополой старомосковской одежды к
европейской начался во время заграничной поездки Вели-
кого посольства 1697–1698 годов. Первоначально все три
великих посла, включая Франца Лефорта, были обряжены
в экзотические по западным меркам боярские кафтаны. Но
по прибытии в Австрию российские дипломаты переоде-
лись в наряды французского образца. А в январе 1700 года
был издан указ о запрещении всем, кроме духовенства и
крестьян, носить русскую одежду, а вместо нее предписы-
валось носить платье «на манер венгерского». В августе
того же года был издан еще один указ, повелевающий «всех
чинов людям», кроме духовенства, извозчиков и пахотных
крестьян, «носить платье венгерское и немецкое». После-
дующие указы, неоднократно повторявшиеся, обязывали
бояр, дворян и служилых людей носить немецкое платье
по будням и французское по праздникам.
По свидетельству Ивана Желябужского, одного из со-
временников событий, повсюду в общественных местах
26 августа 1700 года были «прибиты по градским воротам
указы о платье французском и венгерском и для образца
повешены были чучелы, сиречь образцы платью», то есть
своеобразные манекены в европейской одежде. Всякого
замеченного в обычном длиннополом русском наряде хва-
тали, ставили на колени и обрезали на нем одежду так, что-
бы она доставала ему только до колен и тем самым стано-
вилась похожей на французский фасон. Был также издан
указ, под страхом наказания повелевающий женщинам
носить юбки. Прежняя их одежда состояла из широкого
платья, застегнутого спереди и спускавшегося до пяток.
«Исподнее платье русских женщин по обеим сторонам
вышивается золотом. Верхнее платье похоже на одеж-
ду восточных женщин, на него надевается плащ, неред-
ко украшенный шелковой материей и мехом. К частым и
обыкновенным предметам пышности принадлежат серьги
и кольца. Замужние женщины и вдовы покрывают голову
драгоценными мехами, девицы же имеют только на лбу бо-
гатую повязку»
(И.Г. Корб, австрийский дипломат).
120
Банки и деловой мир
январь–февраль 2012
качество жизни:
повторение пройденного