Петр быстро покончил со всеми этими яркими особен-
ностями облика русских дворянок. С 1 января 1701 года
государь предписал «женам и дочерям носить платье вен-
герское и немецкое». На смену шушунам (длинным сара-
фанам), телогреям и летникам с рукавами до земли приш-
ли пышные робы с большим вырезом на груди и спине,
рукавами до локтей и широкой юбкой. Обязательной при-
надлежностью женской одежды стали жесткие фижмы и
корсеты.
Петр расправлялся с помощью ножниц не
только со старинной русской одеждой, но и
подвергал корректировке особо модные евро-
пейские платья, если находил их форму неудоб-
ной. Один такой случай описал в феврале 1699
года И.Г. Корб:
«Царь, увидев, что некоторые
его офицеры из подражания моде носили платья
просторнее обыкновенных, обрезал им слишком
длинные рукава, делая при этом такие замеча-
ния: «Вот это тебе во всем мешает, при этом
на всяком шагу может с тобой случиться какое-
либо приключение: либо прольешь стакан, либо
нечаянно обмакнешь рукав в суп. А из этого сде-
лай себе валенцы!»
Первые случаи брадобрития на Руси извест-
ны с 1681 года, одновременно с указом царя Фе-
дора Алексеевича о введении при русском дворе
одежды по польскому образцу. Это новое веяние
вызвало резкое порицание со стороны Патриарха Адриа-
на. Потребовались энергия и решительность Петра I, что-
бы изменить внешний облик русских людей, невзирая ни
на традиции, ни на мнение Русской православной церкви.
6 августа 1698 года, на следующий день после возвраще-
ния из заграничной поездки, Петр на своем Преображен-
ском дворе принимал явившихся к нему с поклоном под-
данных. Их бородатые лица раздражали молодого царя,
успевшего за два года жизни в Европе отвыкнуть от вида
растительности на лице и длиннополой русской одежды.
Петр привык действовать радикальными методами: он не-
медленно вооружился ножницами и начал обрезать боро-
ды важнейшим сановникам. Экзекуция была продолжена
в новогодний праздник 1698 года, отмечавшийся по ста-
рому русскому календарю 1 сентября. На этот раз обязан-
ность брадобрея исполнял царский шут.
«И к кому только
не приближался он с ножницами, не позволялось спасать
свою бороду под страхом получить несколько пощечин. Та-
ким образом, между шутками и стаканами весьма многие,
слушая дурака и потешника, должны были отказаться от
древнего обычая»
(И.Г. Корб).
Введение европейской одежды и принудительное бри-
тье бород стало первым шагом на пути европеизации Рос-
сии. Следующими важными вехами в этом направлении
стали хронометрические реформы, изменившие принятый
на Руси порядок исчисления времени. Указами от 19 и 20
декабря 1699 года Петр I перенес начало предстоящего 1700
года на 1 января, в то время как прежде год было принято
начинать с 1 сентября. Он распорядился также вести лето-
исчисление от «Рождества Христова», а не от сотворения
мира, как было заведено на Руси. Разница между этими
точками отсчета составляет 5508 лет, соответственно 1700
год был по старому счислению 7208-м.
Эти нововведения не были приняты обществом одно-
значно. Даже близкие к Петру люди пытались возражать
против реформы, утверждая, что Бог мог сотворить мир
только в начале осени, в теплую погоду и при обилии пло-
дов, а не в морозном зимнем месяце, следовательно, и но-
вый год нужно начинать в сентябре. Тогда царь взял в руки
глобус и начал объяснять окружающим, что в других стра-
нах тепло наступает уже в январе.
Следующей хронометрической реформой Петра стало
изменение на западный манер счета часов в сутках. На Руси
время принято было делить на дневное и ночное, а точка-
ми отсчета являлись восход и заход солнца, а не полночь
и полдень. Время дня и ночи вместе составляли 24 часа,
но понятия «сутки» отсутствовало. Русские часы имели на
циферблате 17 делений. Дважды в сутки часовщик перево-
дил стрелки к исходной точке отсчета, выверяя по специ-
альной таблице момент восхода и захода солнца в текущем
месяце. В течение года время захода и восхода менялось
22 раза, с периодичностью в две недели, за исключением
июня и декабря.
Осенью 1706 года в Москву были доставлены трое ба-
шенных часов, заказанных четырьмя годами ранее в Ам-
стердаме. Они были изготовлены в соответствии с запад-
ными нормами и имели на циферблате 12 часовых делений.
Эти часы были установлены сначала на Спасской, а затем
на Троицкой башне Кремля и церкви Архангела Гавриила.
С этого времени по всей России башенные и стенные часы
с 17-частным циферблатом начинают заменять на привыч-
ные нам 12-часовые механизмы.
январь–февраль 2012
Банки и деловой мир
121
качество жизни:
повторение пройденного