Стр. 118 - BDM_2012-03

Упрощенная HTML-версия

Ой, где девки шли,
там и рожь густа
Мартовский номер журнала — по традиции «женский».
­Поэтому мы решили обратиться к славянским традициям, к тем праздни-
кам, которые веками существовали на Руси, как до принятия христиан-
ства, так и после.
Б
ольшую роль в жизни древних славян играли раз-
дельные — мужские и женские — праздники. Они
были связаны с обрядами передачи молодежи
культурной традиции, знания поверий и ритуалов. До на-
стоящего времени лучше сохранились женские праздни-
ки, которые совершаются втайне от мужчин. Некоторые
из них подверглись влиянию христианства, такие как
об-
ряд крещения кукушки
на Вознесение.
По представлениям древних славян, в кукушку пре-
вращалось божество жизни Жива. Живую птицу или тра-
ву «кукушкины слезки» оплетали лентами и тканью, после
чего происходил обряд «кумления» женщин, в результате
которого они считались родными по меньшей мере на год,
а то и на всю жизнь. Такое родство предполагало душев-
ное общение и взаимопомощь в воспитании детей.
«Кукушкой» называли чаще всего куклу. В ее основе
обычно был растительный материал: трава «кукушкин
цвет», известная в народе как «кукушкины слезы», «заря»,
«кукушка», «зорька», «дрема»; цветок ириса — касатика,
ветви берез, солома. Собранные травы, нередко вырванные
с корнем, специально обрабатывали, придавая им вид чело-
веческой или птичьей фигуры. Количество используемых
для изготовления «кукушки» травинок должно было быть
четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, ку-
сочков материи; такая кукла именовалась также Маринка,
Марынка, Аринка. В качестве «кукушки» могли использо-
вать чучело птицы, обычно кукушки, реже—живую птицу,
воробья. Кукушку изображала также девушка с поднятыми
над головой руками: ее запястья касались головы, сжатые
кулаки были сложены вместе и повязаны платком.
Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кру-
жево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в
специально сшитое платье. Последнее соответствовало
девичьему наряду, в него входили рубаха, сарафан (иногда
отсутствовал), пояс, платок, непременными элементами
были крест и украшения — ленты, бусы, мониста, косни-
ки. Цветовая гамма костюма — розово-красная. Местами
«кукушку» пеленали и перевязывали лентами как ребен-
ка; наряжали в венчальное платье: «…Фату на яе наденем,
уберем яе как невесту».
Часто «кукушка» представляла собой украшенное
лентами, бусами, платками растение — ель, ветку березы,
черемухи, рябины, бузины, ивы, сосны. В локальных тра-
дициях она называлась также «репей» или «каравай».
Основными участницами обрядового действия были
молодые девушки 10–16 лет, иногда к ним присоединя-
лись женщины, бывшие замужем не более года и не имев-
шие детей (их присутствие в некоторых традициях было
обязательным). Руководила обрядом пожилая женщина,
нередко вдова, а иногда и старуха. В этом случае женщи-
ны делились на группы — в соответствии с возрастом и
семейным положением. И каждая группа проводила обряд
отдельно от других, иногда соединяясь с ними на одном из
этапов ритуального действия.
Обряд начинался с изготовления «кукушки», в кото-
ром принимали участие все девушки. Каждой отводилось
определенное место в обрядовом действии. Некоторые из
них выполняли более важные функции, чем остальные.
Так, делали «кукушку» только «знающие» девушки, хотя
каждая участница приносила для изготовления куклы по
лоскуту и ленте. Специально выбирали девушек, которые
отыскивали место, где впоследствии собирали — «опалы-
вали» —необходимые растения: в рощах около полей, или
«на ржавчике» — на болоте, или крестили «кукушку». За-
118
Банки и деловой мир
март 2012
качество жизни:
повторение пройденного