мечали в лесах и садах нужные травы, срывали или выры-
вали их с корнем, придавали форму, шили одежду для ку-
клы, собирали в складчину деньги на покупку материала
для куклы и продуктов для трапезы. В некоторых местах
для заготовки древесных веток, используемых при изго-
товлении «кукушки», девушки приглашали парней.
«Кукушку» снаряжали, или «замечали», обычно в лесу,
поле, реже — в селении: в доме или в саду у какой-нибудь
женщины или девушки. В ходе обряда готовую куклу не-
редко укрепляли на дереве, переплетенных ветвях берез
или орешника, а также под деревом, покрывая сверху
платками, полотенцами, тканями. Тряпичную куклу ино-
гда сажали в середину букета цветов, состоящего из бере-
зок и травы «кукушкины слезы».
Характерной чертой обряда было шествие девушек и
молодок с наряженной «кукушкой» по деревне. Иногда к
нимприсоединялись парни, мужчины, дети и старики. «Ку-
кушка» обычно находилась на голове или в руках одной из
участниц обряда; в последнем случае ее могли положить на
тарелку. В некоторых местах во время шествия по деревне
несли несколько «кукушек», изготовленных разными груп-
пами женщин, разделенных по возрастному принципу.
Процессия девушек с «кукушкой» обычно совершала
обход деревни, во время которого собирали деньги на тра-
пезу или с каждого жителя по яичку. Хождение сопрово-
ждалось песнями. Бывало, что во главе процессии шли,
взявшись за руки, мальчик и девочка, изображавшие же-
ниха и невесту. Брачную пару составляли также две куклы,
одна из которых — «кукушка» — была одета в свадебный
женский костюм, а другая — «кукун» — в мужской.
Время, место действия и ритуальный объект тщатель-
но скрывали от мужской части населения. Для поведения
парней характерно стремление найти и разорить «кукуш-
ку», девушки старались не допустить этого и сохранить
свои действия в тайне.
Через определенный промежуток времени, иногда на
следующий же день, совершалась вторая часть обряда, ко-
торой соответствовало «раскумление». Девушки отправ-
лялись «смотреть» кукушку. Ее снимали с дерева, выка-
пывали из земли, разряжали, что и означало прекращение
установленных в ходе кумления отношений.
Использованную травку оставляли на дереве, закапы-
вали обратно в землю или уносили домой к самой старшей
из женщин и хранили. «Кукушкины слезы» употребляли
в магических целях; чтобы наладить отношения между
супругами, жене необходимо было напоить мужа насто-
ем этого корня. Это поверье основано на представлении о
том, что двойной корень растения обозначал мужа (чер-
ный) и жену (белый). Разряженную ветку закидывали за
«стреху» или на чердак, чтобы использовать ее на следую-
щий год. В ряде мест «кукушку»-куклу и «кукушку»-венок
разделяли между всеми участницами обряда.
Отличительной чертой праздника было гадание моло-
док, молодых женщин первого года замужества. По кор-
ню вырытой травы «кукушкины слезы» они гадали о поле
будущего ребенка: если корень длинный, будет мальчик,
если круглый — девочка. Пили отвар этого корня, приго-
варивая:
«Кокушка, уроди мне сынушку-дочушку»
.
Женские обряды сопровождались обязательной риту-
альной трапезой с непременной яичницей, молодежными
гуляниями. Трапезу зачастую готовила женщина, руково-
дившая обрядом; она же обычно предоставляла свой дом
для гуляний. Повсеместно в них участвовали парни и муж-
чины. Присоединение парней к трапезе носило ритуаль-
ный характер: парни и мальчики следили за девушками из-
за кустов, при приготовлении яичницы они выскакивали
на поляну, со смехом и шутками опрокидывали посуду.
Девичьим праздником назывался и
Семик
— неделя
перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался
богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия.
В это время убирали лентами молодую березку — священ-
ное дерево Лады—и украшали березовыми ветками дома.
Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хоро-
воды и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели,
после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест.
По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горел-
ки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью,
эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В по-
следний день праздника березу срубали, а девичьи венки
пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро
замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую
праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными
святками.
март 2012
Банки и деловой мир
119
качество жизни:
повторение пройденного