Стр. 122 - BDM_2012-03

Упрощенная HTML-версия

Выставки марта
Государственная Третьяковская галерея
ВО ХРИСТЕ / IN CHRISTO
Обмен художественными и духовными шедеврами между Рос-
сией и Италией. Джотто — в Третьяковской галерее в Москве,
Рублев и Дионисий — во флорентийском Баптистерии
Выставка организована в рамках Года российской куль-
туры и русского языка в Италии, итальянской культуры
и итальянского языка в России и является результатом
совместных творческих усилий представителей научных
центров, музейного сообщества и богословских кругов
двух стран.
Россияне впервые получили воз-
можность увидеть работы великого
итальянского художника Джотто ди
Бондоне (1267–1337), с именем кото-
рого в итальянской культуре связана
целая эпоха Проторенессанса. Это
хранящиеся во Флоренции икона
«Мадонна с Младенцем» конца XIII века из церкви Сан-
Джорджо алла Коста и двусторонний алтарный комплекс,
состоящий из 10 образов на одном пьедестале, — полип-
тих из храма Санта-Репарата, созданный около 1305 года и
сравнительно недавно введенный итальянскими исследо-
вателями в круг произведений Джотто. Истоки этой иконо-
графии неразрывно связаны с византийской традицией.
История созданияполиптиха из церквиСанта-Репарата
(ок. 1305 года, Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель
Фьоре, Флоренция) связана со строительством прослав-
ленного собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
В конце XIII века было принято решение о закладке но-
вого грандиозного собора на месте старой церкви, посвя-
щенной покровительнице Флоренции — святой Репарате.
Строительство велось с перерывами на протяжении дол-
гого времени и закончено было только в 1396 году, ког-
да старая церковь Санта-Репарата оказалась буквально
встроена в новый монументальный собор. С 1331 по 1337
год его возведением руководил Джотто.
Иконографический состав полиптиха, представляюще-
го особо почитаемых святых Флоренции, связан со сменой
посвящения собора: на лицевой стороне, обращенной к
прихожанам, в центре — образ Богоматери с Младенцем,
Которой посвящен новый собор; Святая Репарата изобра-
жена на оборотной стороне алтарного образа, доступного
обозрению священства собора во время литургии.
В средние века культуру Италии и России объединял
общий источник — художественная традиция Византии.
Великий флорентинец Джотто принадлежит к числу не-
многих художников, чье творчество меняло облик эпохи,
в которой они жили. Его «Мадонна с Младенцем» была
создана в конце XIII века уже после разделения христиан-
ской церкви на Восточную ветвь, с центром в Константи-
нополе, а потом в Москве, и Западную, с центром в Риме, и
демонстрирует отход от византийского канона, которому
еще следовали его учителя и предшественники Пьетро Ка-
валлини и Чимабуэ.
В творчестве же русских иконописцев, таких как Ан-
дрей Рублев и Дионисий, византийские основы обретают
черты национального искусства, в рамках которого они
будут существовать и развиваться на протяжении веков.
Выставочные залы Государственного музея
им. А.С. Пушкина
Пути-дороги Татьяны Мавриной
Выставка приурочена к 110-летию русской художницы
Маврину называют «самой русской из всех художников».
Ее неповторимый стиль легко узнаваем. В нем слились при-
емы росписи, заимствованные художницей из иконописи,
народной игрушки, русского лубка, пряничных досок, из-
разцов. Волшебные животные, созданные Мавриной, орга-
нично связаны с образами русской народной сказки.
Татьяна Алексеевна Маврина (1900–1996) родилась
в Нижнем Новгороде, окончила в Москве знаменитый
ВХУТЕМАС, была ученицей Р. Фалька и Н. Крымова и
участницей известной «Группы 13».
Трудолюбие Татьяны Мавриной восхищало окружаю-
щих, но для нее самой рисовать, заниматься живописью
было так же естественно и необходимо, как дышать. Она
любила цитировать своего любимого поэта Александра
Блока:
«Я сотворил свой светлый рай и окружил высоким
тыном»
. Она умела подняться над обыденностью, пото-
му ей удалось сделать так много.
Юбилейную выставку в выставочных залах Госу-
дарственного музея им. А.С. Пушкина по праву можно
назвать уникальной. Часть полотен и рисунков будет
представлена зрителям впервые. Художница оставила
огромное творческое наследие, но только сегодня оно
открывается во всей своей полноте. Возможность публи-
ковать и показывать в залах музеев все ее работы, «без
изъятия», появилась сравнительно недавно. Юбилейная
выставка даст зрителям ощущение настоящего празд-
ника и, возможно, откроет новый взгляд на известного
мастера.
Зрители увидят ранние работы 20–30-х годов — авто-
портреты, рисунки и натюрморты в стиле Пабло Пикассо
и Анри Матисса, знаменитых мавринских «нюшек» — об-
наженную натуру, которых она считала «одной из самых
занимательных тем для художника», натюрморты, пор-
треты.
122
Банки и деловой мир
март 2012
качество жизни:
афиша