своей берлоге после долгой зимней спячки. Комы, которые
пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, —
это обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных
замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят лес и
кладут на пень-колоду, призывая на трапезу хозяина леса,
которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках
в течение всего года. Отсюда, кстати, и выражение «пер-
вый блин — комам» (то есть медведям).
В это же время величают молодых, вступив-
ших в брак в течение прошедшего года. Неза-
мужним и неженатым повязывают на руку по-
вязку или веревку. Чтобы снять ее, необходимо
откупиться, принеся с собой на общий стол
угощение. Прыгают через небольшой костер,
сложенный «шалашиком», обращаясь к Семар-
глу, чтобы он зажег снега, а после обязательно
умываются снегом или талой водой. Считает-
ся, что талая вода придает лицу красоту. Затем
прославляют Ярилу, скатывают горящие колеса
с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы
катились, с весной воротились!»
С этого дня
солнце-юноша Ярило начинает яриться, жа-
рить. Солнечные лучи становятся все жарче, все
ярче. Текут вовсю ручьи. Приход весны неумо-
лим. Однако хозяин леса, чьим древним именем
и назван праздник, все еще спит в берлоге.
Кстати:
Подобный праздник в Древней Элладе назы-
вался «комедиа» (медвежий праздник), откуда
пошла античная комедия. Нужно пояснить,
что современное название зверя является ино-
сказательным («настоящее» имя нельзя произносить
вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведаю-
щий мед. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь,
а медведь. Но и это имя прижилось, став «настоящим».
После чего начало было уже вытесняться новыми иноска-
заниями: мишка, Топтыгин, косолапый и т.п. «Ком», воз-
можно, тоже иносказательное: медведь похож на большой
шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может
быть, исконное имя содержится в названии медвежьего
дома: берлога — «логово бера», отсюда берендеи?
Сохранилось описание обряда, называемого «Про-
буди». Люди, вооружившись горящими головнями, идут
«будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежит
ряженый, изображающий спящего медведя. Участники
праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича что есть
мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают
бросать в него ветки, снежки, прутья. «Медведь» не про-
сыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не
попрыгает на нем. Вот тогда «медведь» начинает пробуж-
даться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры
или медвежью «ногу». Ряженый встает и начинает пля-
сать, подражая пробуждению медведя, затем идет искать
свою потерю, опираясь на костыль, распевая «медвежью»
песню:
«Скрипи, нога, скрипи, липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит,
И по селам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит да на шкуре сидит,
Мою шерстку прядет, мое мясо варит,
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается «заду-
шить» ее в своих объятиях медвежьей хваткой.
После пробуждения «медведя» начинаются игрища.
Первая игра — городок. Девушки становятся на высокое
огороженное место (городок), вооружившись длинными
палками, иотбивают нападение парней, колотяих нещадно.
Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять
его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, по-
лучает право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинается пир горой, а затем
остальные масленичные забавы: «кулачки», «коняшки»,
качели, лазание на столб за подарком, «ручеек». Мужчины
чествуют его особым «медвежьим» плясом и велесовой
боротьбой. «Кулачки», как и «городок», олицетворяют по-
беду весны над зимою, масленичный столб является зем-
ным воплощением столба небесного, «мирового дерева»,
на котором находится Ирий, попасть туда не просто.
При прощании одаривают друг друга пряниками, го-
воря:
«Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед
тобой»
. Прощание заканчивалось поцелуем и низким по-
клоном.
Ирина ОРЛОВА
март 2012
Банки и деловой мир
121
качество жизни:
повторение пройденного