2
После почти фатального кризиса в
2008 году правительство США при-
няло ряд очень успешных, на мой взгляд,
мер: снижение процентной и налоговых
ставок, выкуп казначейских облигаций
(QE) почти на триллион долларов — все это
способствовало стабилизации финансовых
рынков. Сейчас США показывают улучша-
ющиеся показатели роста производства, за-
нятости и уровня потребления населения.
К сожалению, все не так просто. Сегод-
ня США обременены дефицитом бюджета,
нарастающим государственным долгом и
Конгрессом, не всегда способным к опе-
ративному принятию серьезных решений.
Кроме того, американское общество начи-
нает выражать недовольство расточитель-
ностью правительства (взять, например,
универсальное медицинское страхование)
при очень низком росте заработных плат и
растущем неравенстве доходов.
Хотя в целом я смотрю на будущее США
с оптимизмом (принимая во внимание ре-
зервный статус валюты и обширный рынок
казначейских облигаций). Ближайшее вре-
мя будет непростым из-за дискуссий при
принятии решений в вопросах фискальной
политики. Я учитываю и такие факторы,
как недовольство масс и необходимое из-
менение политики ФРС от «кризисной» к
«повседневной». Для этого потребуется со-
вместная работа государственных мужей в
Конгрессе.
На первый взгляд, задача, которая стоит
перед США, проще, чем та, что стоит перед
Европой, — по крайней мере, она требует
только пары–тройки «моющих средств»:
сплоченности внутри правительства толь-
ко одной страны, а также сплоченности
между правительством и народом. И не
нужно поддаваться на отвлекающие от сути
дела «провокации» различных движений.
Нормализация фискальной и монетарной
политики, конечно, займет какое-то вре-
мя. Но главное — пора уже начинать, и как
можно скорее. Правительству нужно найти
правильный баланс между ростом доходов
бюджета (что впоследствии поможет сни-
зить государственный долг) и ростом эко-
номики.
3
В России, на мой взгляд, все значи-
тельно проще. Дело с «семейным
бюджетом» обстоит совсем неплохо: под
хозяйским матрасом мы накопили до-
статочно средств за период роста цен на
нефть, сократили государственные займы,
сбалансировали бюджет и успешно поддер-
живаем финансовые рынки. Это говорит о
профессионализме наших «домохозяек» в
момент кризиса. Мы создали барьер, кото-
рый нивелирует силу влияния глобальных
изменений в мире на Россию — хотя влия-
ние, тем не менее, остается.
Но давайте посмотрим в будущее. В от-
личие от США, Россия представляет собой
достаточно зависимую от экспорта эконо-
мическую модель, что предъявляет осо-
бые требования как к финансовой системе,
так и к стратегическому государственно-
му управлению. Думаю, на определенном
этапе развития каждой стране просто не-
обходимы серьезные программы, стимули-
рующие капитальные инвестиции в инфра-
структуру. Я считаю правильными усилия,
направленные на перераспределение эко-
номической маржи, получаемой с сырье-
вой ренты, в пользу развития инфраструк-
туры. Это, безусловно, не даст мгновенного
результата (принимая во внимание массу
социальных и прочих обязательств, кото-
рые составляют существенную расходную
часть бюджета). Но если не инициировать
такие изменения — ситуация сама по себе
не улучшится. Это долгий процесс, но без
него нам не достичь качественных измене-
ний в экономике страны.
4
Как я уже говорила выше, «погода
в доме» сегодня, наверное, одна из
самых благоприятных и стабильных за
последние 15 лет, хотя всегда приходится
задумываться и обороняться от влияния
внешней среды.
Если говорить о фундаментальной эко-
номической модели, то традиционно у нас
хорошо развит сырьевой и оборонный сек-
тора — и что в этом плохого? Сегодня мы
также видим рост и влияние финансового
сектора, хотя его доля в России еще очень
и очень мала. Действительно, влияние
финансового сектора на государственное
устройство в современном мире весьма
велико, особенно учитывая взрывное раз-
витие информационных систем и увели-
чение скорости обмена информацией. Но
сбрасывать со счетов реальный сектор,
особенно когда мы говорим о России с ее
март 2012
Банки и деловой мир
55
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ