Стр. 110 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

Разрешение
на управление
«
автоматическим
экипажем
»
Ох уж этот «час пик»! Сумасшедшая давка в метро, автобусах,
троллейбусах и трамваях и многокилометровые автомобильные пробки
ежедневно преследуют жителей крупных городов всего мира. Так и ду-
маешь иногда: технический прогресс — это, конечно, замечательно, но
только почему-то все чаще хочется оседлать метлу ведьмы или плюхнуть-
ся в ступу Бабы Яги, чтобы спокойно и без хлопот попасть в нужное время
в нужное место.
А вот в конце XIX века, устав до самой крайней степени от извозчиков,
которые не могли разъехаться, если встречались на не слишком широкой
улице, человечество кумекало с точностью до наоборот, семимильными
шагами ускоряя упомянутый прогресс и нимало не заботясь о том, что же
там будет с потомками через 100 лет и далее...
Впрочем, сегодня мы предлагаем нашим читателям обратиться именно к
истории московского общественного транспорта и разобраться, кто возил
наших сограждан в те давние времена. А поможет нам в этом книга Геор-
гия Андреевского «Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX–ХХ веков»,
вышедшая в издательстве «Молодая гвардия».
Ч
ем больше становилось в Москве людей, чем боль-
ше открывалось в ней новых предприятий, учреж-
дений, магазинов, рынков и прочего, тем больше
москвичам приходилось передвигаться по городу и тем
нужнее становился городской общедоступный транспорт.
Извозчики и линейки занимали на улице много места, а
людей перевозили мало. И вот в 1872 году в Москве была
построена первая линия конно-железной дороги, а проще
говоря, конка. Просто и гениально: от железной дороги —
рельсы, от извозчиков — лошади. И удобно, и экологично.
Паровоз же по городу не пустишь: он то пар выпускает, то
искры из него сыплются, да и дым из трубы валит. В конце
1880-х годов в Москве уже была 21 такая линия.
Появление в городе конки позволило пассажирам отво-
дить душу в разговорах. За какие-нибудь две–три останов-
ки один пассажир, а вернее — одна пассажирка могла рас-
сказать другой всю свою жизнь. Особенно разговорчивой
была Арбатская линия, большинство пассажиров которой
были женщины.
Мнения о конке, естественно, составлялись самые раз-
ные. Одни, устав от городской суеты, в ней отдыхали, рас-
сматривали из ее окон Москву, читали, сидя на лавочке,
книжки или газеты, другие же томились и возмущались
неторопливостью ее хода. Газетные репортеры в середине
1890-х годов иногда писали и такое:
«Не говоря уже о том,
что вагоны на городских линиях ходят по-черепашьи, что
110
Банки и деловой мир
апрель 2012
качество жизни:
повторение пройденного