Выставки апреля
Выставочные залы Фонда народных художественных про-
мыслов РФ
«Давайте поиграем в сказку!»
К 100-летию образования артели богородской игрушки и пер-
вых учебных мастерских
Знаменитую резную игрушку знают во всем мире. Исто-
ки богородского промысла уходят в глубокую старину.
Первое упоминание о Богородском встречается в духов-
ной грамоте 1491 года московского боярина Андрея Ми-
хайловича Плещеева — владельца села. Уже с XVII века
мастера Богородского продавали деревянные игрушки у
стен Троице-Сергиевой Лавры, они расходились по рын-
кам Москвы, городам и губерниям Руси. В ту пору резали
игрушки двух видов: «серые» и «чистые».
«Серые» — грубо сделанные и недорогие игрушки (куз-
нецы, солдатики, барыни). «Чистые» — игрушки с движе-
нием: «курочки клюющие», «бодающиеся барашки», «чае-
питие» и прочие — делались тщательно и стоили дорого.
Классическая форма построения богородской игрушки —
треугольник. Такие известные произведения XIX века, как
«скрипач», «пляшущий крестьянин», — яркие представи-
тели треугольного построения фигур. Фантазия, юмор,
сказочная поэтизация персонажей делают богородское
искусство резьбы ярким, впечатляющим, что роднит его
с русской народной сказкой и лубком.
В то время Сергиев-Посад становится признанной
«столицей игрушечного царства». Со второй половины
XIX века в Богородском сложился особенный, самобытный
стиль, благодаря которому до нас дошли работы, поражаю-
щие четкостью силуэтов фигур, эффектной игрой светоте-
ни, создаваемой фактурной обработкой поверхности. Для
усиления эмоциональной выразительности детали фигур
делали подвижными, укрепляя их на пружинке, исполь-
зуя раздвижные планки и баланс. Появляются игрушки
с узорной резьбой: зверюшки, петушки, курочки, а также
многофигурные скульптурные группы — «Крестьянское
хозяйство», «Гулянье», «Чаепитие», «Тройка» и др.
В1912 году богородские резчики, тесно сотрудничавшие
с московским Кустарным музеем торгово-промышленных
изделий, выступили перед Земством с ходатайством об
устройстве в Богородском артели и игрушечной мастер-
ской. И осенью 1913 года Андрей Яковлевич Чушкин с
единомышленниками организовал Кустарно-игрушечную
артель в деревне Богородской. Вместе с артелью была от-
крыта и Земская художественная школа, где учащимся
преподавали рисование, лепку, резьбу, что должно было
послужить залогом успешного развития промысла. Руко-
водил школой выпускник Императорской академии худо-
жеств Константин Иоганович Лимпланд.
Экспозиция выставки представляет практически все
этапы появления, развития и расцвета Богородской арте-
ли. Впервые гости выставки увидят удивительные игруш-
ки («Бодающиеся барашки», «Ласточки», «Пара в повоз-
ке», «Чаепитие»), выполненные самим А.Я. Чушкиным для
детей Николая II — цесаревичей дома Романовых. Сохра-
нились грамоты, пожалованные мастеру царствующими
особами, в частности — императрицей Александрой Фе-
доровной.
Государственный исторический музей
«Эпоха бронзы»
Открытие новой экспозиции к 140-летию учреждения Истори-
ческого музея
Бронзовый век — время великих перемен, открытий, пере-
селений народов и героических подвигов. В обиход входят
медь, бронза, благородные металлы — золото и серебро.
Это была настоящая революция, преобразившая мир. Воз-
никли самобытные традиции и религиозные верования,
отголоски которых запечатлены в предметах материаль-
ной культуры и прикладного искусства, в стелах с ликами
безымянных богов и мегалитических сооружениях, возве-
денных по проектам первых архитекторов.
В обновленной экспозиции представлены археологи-
ческие находки из Бородинского и Галичского кладов, ко-
торые отражают основные достижения бронзового века.
Бородинский клад (XVIII–XVII веков до н.э.) украшает
массивная золотая булавка с инкрустацией. Удивительное
впечатление оставляют шлифованные нефритовые топо-
ры, бронзовый, с золотой накладкой, кинжал. В Галичском
кладе (начало II тысячелетия до н.э.) среди высокохудоже-
ственных бронзовых изделий культового назначения выде-
ляется уникальная фигурка «духа — помощника шамана».
В центре экспозиции — уникальный памятник дольмен-
ной культуры, сооруженный около 4 тысяч лет назад. Во
II тысячелетии до н.э. на протяжении 450 лет дольмен ис-
пользовался как семейная усыпальница, а затем был по-
гребен под мощным оползнем.
Дольменная культура — общенациональное культур-
ное достояние, объединяющее Российский Кавказ с древ-
ними мегалитическими культурами Западной Европы и
цивилизациями Средиземноморья.
114
Банки и деловой мир
апрель 2012
качество жизни:
афиша