Стр. 67 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

модернизации—по всей видимости, один к
одному или вроде того…То есть равноправ-
ное государственно-частное партнерство.
Впрочем, в российской специфике делить
капитал на частный и государственный не
совсем корректно по факту. Капитал может
иметь государственную форму, но нахо-
диться в распоряжении частных лиц, кото-
рые управляют им, исходя из своих, опять
же частных, интересов. И наоборот: очень
часто государство вынуждает частный биз-
нес расходовать деньги в государственных
интересах, чтобы предприятие могло спо-
койно жить и работать. От таких перекосов
и ручного регулирования нужно уходить.
4
Банк развития создан на основе со-
ветского Внешэкономбанка, и госу-
дарство использует этот банк как довольно
эффективный инструмент содействия ин-
вестиционным процессам. Деятельность
Банка развития финансируется в основном
за счет бюджетных средств, и он — замет-
ный игрок на финансовом рынке. С другой
стороны, небольшие по сравнению с круп-
ными игроками частные российские банки
не могут существенно повлиять на рынок
инвестирования.
Сложности участия частных финан-
совых институтов в реализации крупных
инфраструктурных проектов — скорее
благо для них, чем зло. Ведь этот процесс
сопряжен с различными рисками, он не
консервативен и не подкреплен гарантия-
ми государства. Участие частных банков в
процессе модернизации не может быть мас-
штабным. В России в руках первой десятки
банков сосредоточено 90% банковского
капитала и активов, участие остальных по-
годы не сделает.
5
Рыночных стимулов для этого не-
достаточно, нужно эффективное
административное и законодательное ре-
гулирование: изменения в федеральных
законах, регулирующих банковскую дея-
тельность, подзаконных актов ЦБ. Участие
государства посредством введения норма-
тивных актов запретительного характера
и стимулирования по принципу: «не бу-
дете брать — отключим газ» — тоже мало.
Государству также следует поддерживать
модернизацию рублем: участвовать фи-
нансово в реализации каких-то проектов
и затем получать результаты в тех же про-
порциях. Так реализуются, например, ин-
вестиционные проекты по строительству
физкультурно-оздоровительных комплек-
сов: местные власти участвуют в софинан-
сировании и затем получают возможность
организовывать бесплатные занятия спор-
том для детских и взрослых спортивных
команд, возможность проведения различ-
ных мероприятий (другой вариант — по-
лучение доли готового объекта в собствен-
ность).
6
Контролировать нужно не только
расходование средств, но и резуль-
таты работы. Это, как говорят в Одессе,
две большие разницы. К сожалению,
контрольно-ревизионные структуры сле-
дят лишь за расходованием средств и не
проверяют практические результаты и эф-
фективность проведенной работы (то есть
что конкретно создано, как это работает,
какую пользу приносит). Как это сделать в
России и какая для этого нужна армия экс-
пертов, не представляю. Да и опасна ситуа-
ция, когда контролеры станут работать по
принципу Жванецкого: «что охраняем, то
и имеем».
С анкетой работали
Елена БОЧАРОВА,
Наталья ГЛАГОЛЬЕВА,
Ирина ЗДОРОВИНИНА,
Людмила КОВАЛЕНКО,
Марина ТАЛЬСКАЯ
апрель 2012
Банки и деловой мир
67
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ