1
Когда говорят о модернизации, у
меня сразу портится настроение.
Нужно признать, любое масштабное дело в
России — это, в первую очередь, возмож-
ность много украсть. Модернизация от-
крывает широкие возможности для злоу-
потреблений, мошенничества, воровства,
при этом за провалы никто не отвечает.
У побед много отцов, а провалы — всегда
сироты. Бюджетные средства могут расхо-
доваться абсолютно легитимно: по законно
заключенным контрактам, с организацией
конкурсов и тендеров, при правильном
оформлении всей документации — но при
этом неэффективно. И ответственности за
провалившиеся реформы у нас, как прави-
ло, никто не несет: «великие реформаторы»
наоборот идут на повышение, им поруча-
ют новые значимые проекты. Проводить
модернизацию и реформы можно так же
долго и безуспешно, как булгаковский ге-
рой Аркадий Аполлонович Семплеяров,
председатель «акустической комиссии мо-
сковских театров». Сколько ни «улучшал»
он акустику, «какая она была, такая и оста-
лась». Вот и повысили его — отправили за-
ведовать грибозаготовочным пунктом.
Можно, конечно, модернизировать те
сферы, где возможности для воровства
минимальны и выделение средств и до-
стижение результатов проще всего про-
контролировать. Но тогда результат будет,
так сказать, «лоскутный». Ведь если начать
ремонтировать трубу на корабле, имеющем
пробоину в днище, ни к чему хорошему это
не приведет — корабль все равно потонет.
2
Долю бюджета, которую целесоо-
бразно выделять на модернизацию,
оценить трудно, поскольку бюджет у нас —
тайна за семью печатями. Один знакомый
бизнесмен любит повторять: «Я тогда госу-
дарству раскрою свои доходы, когда госу-
дарство покажет мне свои расходы. Но если
бы государство рассказало, как оно тратит
средства, мир бы перевернулся…»
О каком расходовании средств Пенси-
онного фонда РФ может идти речь, если
дефицит фонда в 2012 году увеличится по
сравнению с 2011-м в два раза — до 1,075
триллиона рублей, или 1,83% ВВП? В этой
ситуации даже обсуждаемое властями по-
вышение НДФЛ с 13 до 15% погоды не сде-
лает — ведь в сумме это в лучшем случае
половина от требуемой суммы (в Минз-
дравсоцразвитии подсчитали, что это 300–
500 миллиардов рублей).
Вообще, когда пенсия едва превышает
прожиточный минимум, а социальные по-
собия и вовсе не дотягивают до него, гово-
рить о модернизации аморально.
Это все равно что прийти поесть в до-
рогой престижный ресторан в старом, рва-
ном, грязном костюме. Вот и модернизация,
о которой кричат на каждом углу, — скорее
попытка отвлечь внимание от истинного
положения дел какими-то заоблачными
планами. Может, это и необходимо для
поднятия в обществе оптимизма, но не до
такой же степени…
3
Оптимальное соотношение государ-
ственногоичастногокапитала в сфере
Слово «модернизация» ввергает
в пессимизм
Павел ГАГАРИН
Председатель совета
директоров аудиторско-
консалтинговой группы
«Градиент Альфа»
6
Распределение средств государством
должен контролировать фонд или
банк развития, через которые идут эти
деньги либо выдаются гарантии. Что каса-
ется банков и частных финансовых компа-
ний — это, как и в случае их стандартной
деятельности, вопрос к менеджменту и
акционерам. Хотя в многоуровневой си-
стеме, особенно если это ЧГП, контроль
должен быть со стороны ключевой органи-
зации, а кто ею будет —фонд, специальное
агентство или банк развития — уже не так
важно. ЦБ, Счетная палата — это на слу-
чай каких-то «неправильных» действий.
А в работающей системе с понятными
бизнес-интересами всех участников боль-
шого смысла в каких-то злоупотреблениях
не будет. Ведь получилось создать впол-
не адекватную систему рефинансирова-
ния ипотеки и кредитов малому бизнесу!
Почему же не получится сделать то же са-
мое в более широком масштабе?
66
Банки и деловой мир
апрель 2012
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ