Стр. 43 - BDM_2012-05

Упрощенная HTML-версия

однократно предлагал российским
руководителям создать столицу Ев-
рАзЭС в Астане. Россия не может
отмахнуться от такого предложения,
однако учитывая системообразую-
щую роль нашей страны в Евразий-
ском сообществе, ее руководство
объективно не может согласиться с
тем, чтобы центр принятия решений
переместился в другую страну. Выход
из ситуации — в комбинированном
варианте, когда столица ЕврАзЭС
(как и столица Евросоюза) распола-
гается одновременно в двух городах и
сразу в двух странах, то есть в Астане
и в каком-то российском городе.
Ближайший к столице Казахстана
крупный российский город —
Омск
.
Таким образом, мы предлагаем соз-
дать столицу ЕврАзЭС на базе двух
городов, Астаны и Омска, как единую
агломерацию с особым международ-
ным статусом. Столичная агломера-
ция Астана–Омск, в случае создания
соответствующей инфраструктуры
международного сотрудничества,
неизбежно станет мощной точкой
экономического роста в сердце ев-
разийского континента, важнейшим
фактором и локомотивом совместно-
го цивилизационного развития Ка-
захстана, России и ряда других стран.
Одним из первых инфраструк-
турных проектов столицы ЕврАзЭС
могло бы стать создание
центра
международного сотрудничества
на
базе формируемых в Астане и Омске
современных конференц-парков и
иной инфраструктуры, включая жи-
лые комплексы для служащих между-
народных организаций. Фактические
речь идет о создании «мини-ООН» —
комплекса коммуникаций стран вос-
точного полушария или как минимум
Евразии. Так, по аналогии с опытом
размещения Европарламента одно-
временно в Брюсселе и Страсбурге,
целесообразно разместить одновре-
менно в Астане и Омске Парламент-
скую Ассамблею Евразийского со-
общества, которая также будет иметь
две штаб-квартиры.
Вторым совместным инфраструк-
турным проектом Казахстана и Рос-
сии на рассматриваемой территории
могло бы стать строительство от
Омска до Астаны
высокоскорост-
ной магистрали
для поездов типа
«Сапсан» (расстояние от Москвы
до Санкт-Петербурга — 670 км, от
Астаны до Омска — менее 550 км)
и частной высокоскоростной ав-
томагистрали. Аналогичные ско-
ростные магистрали в перспективе
могли бы быть построены от Омска
в сторону Новосибирска–Кемерово–
Красноярска (на восток), Тюмени–
Екатеринбурга (на запад) и от Астаны
до Алматы (на юг). Омск, находя-
щийся в центре России, мог бы стать
крупнейшим в регионе транспортно-
логистическим центром, точкой ро-
ста для «пояса новых производств»
в пространстве от Екатеринбурга до
Красноярска. В свою очередь, Астана
станет важнейшим для Азиатского
региона транспортно-логистическим
узлом, связывающим российские и
азиатские территории.
Еще одним инфраструктурным
проектом может стать
развитие ави-
акоммуникаций
. Так, в 2016 году — к
300-летию Омска — здесь планирует-
ся открытие нового международного
аэропорта. Соответственно, террито-
рия старого аэропорта высвобожда-
ется для строительства конференц-
парка.
Четвертым направлением со-
вместных проектов России, Казах-
стана и привлеченных инвесторов
в пространстве между Омском и
Астаной могло бы стать создание
ев-
разийского технопарка
под любое
перспективное в Центральной Азии
производство, базирующееся на рос-
сийских и казахстанских технологиях.
Составной частью такого технопарка
или его партнером мог бы стать сту-
денческий технопарк «Ноосфера»,
уже созданный на базе ряда универ-
ситетов Казахстана и России, а одним
из ключевых направлений его раз-
вития — телекоммуникационное на-
правление, предполагающее форми-
рование современного евразийского
телецентра, например в Астане, — с
сетью русскоязычных и тюркоязыч-
ных телеканалов по примеру извест-
ных телеканалов Discovery и Travel
Channel.
На базе евразийского технопарка
в Омске должен быть создан финан-
совый центр, специализирующийся
на финансовом и клиринговом обслу-
живании иностранных инвесторов из
арабских стран, Индии, Малайзии и
иных стран, проявляющих интерес
к российскому и евразийскому рын-
кам, прежде всего, в сфере разведки
и разработки новых месторождений.
В перспективе ЕФЦ мог бы обслужи-
вать операции с новой наднациональ-
ной валютой Евразийского союза.
В Омске также возможно создание
ЕвразийскойвалютнойиЕвразийской
фондовой бирж. Наконец, еще одним
(но не последним) глобальным про-
ектом России и Казахстана могло бы
стать развитие Евразийского нацио-
нального университета имени Л.Н.
Гумилева, расположенного в Астане,
посредством создания филиала этого
университета в Омске.
С нашей точки зрения, решение
о формировании столицы Евразий-
ского союза рано или поздно будет
принято — если, конечно, Россия не
будет разделена на части (как проро-
чит в своей последней книге
Збигнев
БЖЕЗИНСКИЙ
) и станет развивать-
ся как самостоятельная евразийская
цивилизация.
О том же, где, как и зачем может и
должна быть создана столица Дальне-
го Востока, мы расскажем в следую-
щей нашей публикации.
Сегодня задача профессиональ-
ного сообщества состоит в том, что-
бы подсказать руководству страны
оптимальные схемы и этапность (ал-
горитм) развития столичного мегапо-
лиса и его постепенной разгрузки, а
также создания современных центров
международного политического и де-
лового сотрудничества—с переносом
в них ряда столичных функций — на
других территориях страны, которые
бы отвечали интересам России, ЕЭП
и будущего Евразийского союза, а не
только интересам некоторых чинов-
ников и коммерсантов.
май 2012
Банки и деловой мир
43
без границ