ками, отелями, бизнес-центрами и
т.д. В такие зоны все активнее пере-
мещаются и деловые центры, остав-
ляя традиционным столицам их
исторически-культурное значение.
Таких зон концентрации комму-
никационных ресурсов в Подмоско-
вье две: первый — район располо-
жения аэропортов Шереметьево-2 и
Шереметьево-1 и второй — Домоде-
довский, с бурно растущим между-
народным аэропортом. Шереметьев-
ская зона интересна расположением
близ главной федеральной трассы
«Москва — Санкт-Петербург», но с
учетом имеющихся здесь проблем,
прежде всего перегрузки Ленинград-
ского шоссе и его медленной рекон-
струкции, она вряд ли может стать
приоритетной в ближайшие 10–15
лет. С нашей точки зрения, первона-
чально нужно разработать стратегию
развития всего Северо-Западного
региона вдоль федеральных трасс
М-10 и М-11, предполагающую фор-
мирование в пространстве от Питера
до Москвы экологически чистой сто-
личной агломерации с современной
транспортно-туристической инфра-
структурой (в терминологии Инсти-
тута ЕврАзЭС — реализация проекта
«Русская Европа»).
В конечном счете столичные
функции могли бы быть распределе-
ны между четырьмя городами единой
агломерации, связанными между со-
бой скоростными и обычными же-
лезнодорожными и автомобильными
трассами.
Москва
•
— историческая, дипло-
матическая, культурная столица
России, реально разгруженная
выводом за пределы региона ряда
федеральных учреждений и про-
мышленных активов.
Санкт-Петербург
•
— столица пра-
вовая, где, помимо Конституцион-
ного суда, могли бы быть размеще-
ны Верховный суд РФ, Верховный
арбитражный суд, Высшая юри-
дическая академия и ряд других
структур.
Великий Новгород
•
— здесь целе-
сообразноразместить обновленное
Министерство спорта и туризма с
соответствующей инфраструкту-
рой развивающегося внутреннего
туризма, Российский олимпий-
ский комитет, ОАО «Олимпстрой»,
школы подготовки олимпийско-
го резерва, спортивные школы-
интернаты, тренировочные центры
спецслужб и пр.
И наконец,
•
новая административ-
ная столица страны (город Рома-
нов)
, которая может быть заложена
в 2013 году в честь 400-летия цар-
ской династии Романовых, напри-
мер в Тверской области, на берегу
Волги в районе села Высоково.
В этом новом столичном городе
могли бы быть размещены Феде-
ральное Собрание РФ, Админи-
страцияПрезидента России и часть
федерального правительства.
Но это, повторяем, идеальный ва-
риант. Тот вариант, который следова-
ло бы взять на вооружение, если бы
провозглашенная Дмитрием Медве-
девым «модернизация» была бы на-
стоящей, а не опереточной.
Проект «Большая Москва» факти-
чески поставил крест на возможности
решения не только проблемы разви-
тия столицы, но также как минимум
развития Северо-Западного региона
России в целом на ближайшие годы.
Но не перечеркнул возможности по-
иска новых территорий развития как
таковых. Пространства Сибири и
Дальнего Востока нужно развивать
независимо от того, кто и какие игры
ведет сегодня вокругМосквы, и в этом
плане весьма актуальным становится
вопрос о формировании в Сибири и
на Дальнем Востоке двух управленче-
ских центров с функциями и полно-
мочиями развития территорий.
Главное политическое основание
для принятия решения о формирова-
нии Сибирской и Дальневосточной
столиц — курс, объявленный
Вла-
димиром ПУТИНЫМ
на формиро-
вание Единого экономического про-
странства с перспективой создания
Евразийского союза. В рамках этого
курса уже формируются новые ра-
бочие органы ЕЭП и ЕАС. Все более
актуальным становится развитие
структур, направленных на усиление
восточного вектора развития России:
ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.
После проведения на острове Рус-
ском саммита стран — членов АТЭС
на иной уровень должны выйти от-
ношения России со странами Тихоо-
кеанского региона. А в связи с эска-
лацией Западом военных действий
на Ближнем Востоке и в Центральной
Азии чрезвычайно важным становит-
ся и усиление возможностей России
на исламском и среднеазиатском на-
правлениях.
Формирование и усиление новых
структур потребует не просто строи-
тельства и обустройства новых офис-
ных центров, но формирования со-
временных и технически оснащенных
центров международного сотрудни-
чества, иначе оно будет громоздким
и неэффективным.
Возникают закономерные вопро-
сы: где все это должно быть созда-
но? Какие конкретно города должны
стать центрами управления разви-
тием Сибири и Дальнего Востока?
Ответ понятен: центры управления
развитием должны располагаться в
неких оптимальных с транспортно-
логистической точки зрения местах.
Посмотрим внимательнее в связи
с этим на Сибирь.
Свои услуги в плане создания
условий для переноса в Сибирь сто-
личных функций уже предложили
руководители Красноярска и Новоси-
бирска, Иркутска и Омска. Разумеет-
ся, мнение руководителей регионов,
заинтересованных в росте личного
статуса и новых инвестициях, долж-
но быть учтено в последнюю очередь.
Формирование центра управления
Сибирским регионом — федераль-
ная и цивилизационная задача, свя-
занная, кстати, не только с развитием
собственно Сибири.
Сибирская столица должна стать
окном России в Центральную Азию.
Фактически речь идет о формирова-
ния столицы ЕврАзЭС.
Напомним, что Президент Казах-
стана
Нурсултан
НАЗАРБАЕВ
не-
42
Банки и деловой мир
май 2012
без границ