Стр. 57 - BDM_2012-05

Упрощенная HTML-версия

сяцев. Обязательное условие — отсутствие
просроченной задолженности по налогам,
заработной плате и кредитным договорам,
а также наличие собственного обеспечения
в размере 30% от общего объема обяза-
тельств заемщика по кредитному договору.
В таких случаях агентство может выдавать
поручительство за заемщиков, при условии
принятия банком положительного реше-
ния о предоставлении кредита.
Работа агентства направлена на под-
держку предпринимателей, развивающих
свой бизнес, но не имеющих достаточного
обеспечения для привлечения кредитных
средств. Агентство готово предоставлять
поручительство до 70% суммы кредита. Со
стороны нижегородского правительства —
это, безусловно, полезные и своевременные
действия.
7
Финансирование проектов, свя-
занных с производством и иннова-
циями, как правило, требует «длинных»
ресурсов. Это и понятно: если ты сегодня
вкладываешь в модернизацию производ-
ства большие деньги, то результат будет
не завтра, а, может быть, только через не-
сколько лет. Объем «длинных» денег у бан-
ков ограничен. И это проблема не только
банков или отдельного региона, а задача,
которую должно решать государство. Из
коммерческого банковского оборота в
стране, к сожалению, выведены «длинные»
деньги государственных фондов, прежде
всего пенсионные накопления. Все сред-
ства населения, несмотря на «срочность»
договора, остаются фактически средства-
ми «до востребования». В таких условиях
вложения банков в долгосрочные проекты
сильно ограничены.
Сегодня деньги в российских в банках
есть, но они — «короткие», не для инвести-
ционных проектов. Их можно использовать
для торговли, закупки сырья, пополнения
оборотных средств. Но для серьезных ин-
вестиционных проектов требуются другие
деньги — на пять лет как минимум. А у нас
на такой срок люди отдавать в банк свои
деньги не привыкли. Максимум— год–два.
Поэтому необходимы меры, направленные
на вовлечение «длинных» денег в банков-
скую сферу.
1
Безусловно, нужно поднимать про-
мышленность. Формула постинду-
стриального общества себя скомпромети-
ровала, о чем свидетельствует опыт стран
«золотого миллиарда». Сервисная сфера
вполне органично растет сама, если отсут-
ствуют административные барьеры.
2
Кроме анонсирования этогонамерения
премьером, пока ничто не указывает на
то, что ситуация начала кардинальноменять-
ся. Очень хочется надеяться, что подвижки в
этомнаправлении будут, так как у России нет
другого выхода, кроме как стимулировать
малый и средний бизнес. Крупный бизнес
достиг своего потолка в интенсивности раз-
вития, вряд ли он может обеспечить рост
экономики страны больше, чем на 3–4% в
год. Задача государства—поддержать малый
и средний бизнес, а для этого надо поменять
в стране инвестиционный климат, защитить
предпринимателей от властей и т.д.
3
У нас отраслевых предпочтений
нет, все зависит от степени обеспе-
ченности: чем лучше обеспечен кредит,
тем охотнее мы идем клиенту навстречу.
Значительная доля кредитов предоставля-
ется торгово-посредническому сектору.
5
Безусловно, кредитование старта-
пов — большой риск для банков. Мы
не выдаем таких кредитов. Для этого есть
венчурные фонды и бизнес-ангелы, то есть
те игроки, которые осознанно и профес-
сионально принимают на себя все риски,
связанные с финансированием стартап-
проектов.
6
Улучшение инвестиционного кли-
мата. Детальная регламентация дея-
тельности контрольных органов, с установ-
лением ответственности должностных лиц.
Упрощение системы отчетности и прове-
рок. Защита бизнеса от произвола властей.
Поддержка МСБ: другого выхода нет
Константин ПЕТОЯН
Советник председателя
правления Банка
Проектного
Финансирования
май 2012
Банки и деловой мир
57
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ