А
ктуальность заявленного кур-
са доказательств не требует.
Двадцатилетнее существова-
ние в рамках модели постиндустри-
ального общества, подразумевающей
доминирующее развитие сферы тор-
говли и услуг, привело к деградации
промышленных производств (боль-
шинство из которых устарели и мо-
рально и физически) и кадров. С одной
стороны, гражданам, за весь советский
период истосковавшимся по товарно-
му изобилию и доступному сервису,
хотелось почувствовать себя «белыми
людьми». С другой — очень скромные
нынешние и ожидаемые темпы роста
ВВП приводят к недвусмысленному
выводу: без развития конкуренто-
способного производства долго оста-
ваться «белыми людьми» не получит-
ся. Торговля и услуги — это функции,
производные от общего состоянии
экономики, а не самодостаточные си-
стемы. Какими бы продвинутыми эти
сферы ни стали, они не в состоянии
обеспечить качественный общестра-
новой рост, да еще в ситуации, когда
требуется мощный рывок.
Вслед за провозглашением на фе-
деральном уровне — устами премьера
Владимира ПУТИНА
—новой эконо-
мической политики ревизию отрасле-
вой структуры экономики начали про-
водить и региональные власти. Так,
московское правительство заявило
о намерении создавать режим благо-
приятствования именно промышлен-
ному производству: власти выразили
готовность снизить налоги и ставки
по аренде, усовершенствовать схему
госзаказа. Можно не сомневаться, что
инициативу столицы скоро подхватят
и другие регионы. Другой вопрос, на-
сколько местные власти окажутся в
состоянии реализовать свои благие
намерения.
С глобальными индустриальными
проектами, которые еще, правда, не
названы, все более или менее понятно:
они будут осуществляться на базе —
еще сохранившейся и создаваемой
вновь — крупных индустриальных
мощностей, очевидно, при поддерж-
ке государства. А каким может стать
вклад в новую экономическую поли-
тику малых и средних предприятий,
ускоренное создание и развитие ко-
торых также было одной из фишек
государственной политики последних
десятилетий?
Чтобы определить потенциальный
вклад, нужно представлять себе раз-
меры «вкладчика». И тут выясняется,
что со статистикой по малому и средне-
му бизнесу, одной из самых любимых
игрушек властей, просто беда. Послед-
ние сводные данные Росстата датиро-
ваны 2010 годом, исследование МСП
банка — 2009-м. Вроде субъектов МСБ
в стране сейчас около 5,5 миллиона.
Актуальной картины их отраслевого
распределения тоже нет, но, по экс-
пертным оценкам, около 80% малых и
средних предприятий работают в сфе-
ре торговли и услуг. «Перекос» вполне
объясним: создание таких предприятий
сопряжено с меньшими затратами и со-
провождается быстрой отдачей.
Вклад представителей МСБ в ВВП,
по разным ведомственным и эксперт-
ным оценкам, колеблется в диапазоне
17–25%. На фоне этих приблизитель-
ных цифр довольно вызывающе про-
звучал в прошлом году наказ прези-
дента
ДмитрияМЕДВЕДЕВА
довести
долю «малышей» в ВВП к 2020 году до
60–70%. Очевидно, что столь карди-
нальный рост способны продемон-
стрировать только предприятия тор-
говли и сферы услуг. Промышленное
предприятие поставить подобный ре-
корд не в состоянии по определению.
Так какой же малый бизнес власти хо-
тят видеть в действительности?
Специализированный государ-
ственный финансовый институт
МСП Банк, ориентированный имен-
но на поддержку МСБ, в кредитном
портфеле которого доля ссуд пред-
приятиям торговли и сферы услуг
превышает 40%, еще в прошлом году
заявил о смене приоритетов. В одном
Обречены
на сферу обслуживания?
Курс на «новую индустриализацию», похоже, станет
генеральной линией государства на ближайшие годы. Каким будет
вклад малых и средних предприятий в новую политику?
74
Банки и деловой мир
май 2012
Бизнес из первых рук:
прощай, «торговая» россия?