Ф
едеральная служба по фи-
нансовому мониторингу
подготовила поправки в
«антиотмывочный» закон №115. Но-
вая редакция предполагает право
банков отказывать подозрительным
клиентам в открытии счета и в одно-
стороннем порядке расторгать с та-
кими клиентами уже существующие
договоры ведения счета.
Инициатива ФСФМ стала реак-
цией на инициативу главной между-
народной «антиотмывочной» орга-
низации FATF*, в феврале этого года
ужесточившей требования по проти-
водействию легализации «грязных»
денег. Напомним, что Россия стала
членом FATF лишь летом 2003 года,
а до этого в течение полутора лет, с
2000-го до 2002 года, украшала собой
«черный список» этой организации,
наряду с Мьянмой, Нигерией, Науру
и еще полутора десятком явно «пра-
чечных» стран. По этой причине рос-
сийским банкам отказывали в приеме
в «приличных» западных финансовых
домах — закрывали счета, прекраща-
ли операции. Одной из формальных
причин зачисления в «черный спи-
сок» было отсутствие в России спе-
циализированного «антиотмывоч-
ного» закона. Попытки подготовить
такой документ предпринимались с
начала 1990-х годов, но законопроек-
там не удавалось пройти через Госу-
дарственную Думу — были слишком
«сырыми». «Закон о противодействии
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и фи-
нансированию терроризма» был при-
нят только в августе 2001 года. Тогда к
нему было немало претензий, его на-
зывали и рамочным, и допускающим
широкое толкование, но, уточним,
В «
стирку
»
не принимаем
Банкам собираются предоставить право легально
избавляться от подозрительных клиентов.
* FATF — международная организация, соз-
данная в 1989 году странами «семерки»
для борьбы с отмыванием подозрительных
средств.
Нормальные банки клиентов
не распугивают
П
редоставить банкам право либо
отказывать подозрительным
клиентам в открытии счета, либо
прекращать обслуживание таких
счетов — довольно старая идея, об-
суждавшаяся в связи с эффективно-
стью применения так называемого
«антиотмывочного» закона (ОФЗ
№115). К сожалению, до сих пор бан-
ки такими полномочиями не облада-
ют. Информацию о подозрительных
операциях они просто фиксируют и
отправляют в Росфинмониторинг,
рискуя при этом быть обвиненными
в «сообщничестве».
Поправки, предусматривающие
право банков действовать в отно-
шении подозрительных клиентов
более решительно, были подготов-
лены почти пять лет назад, но про-
двинуться через Думу так и не смог-
ли. Депутатский корпус сдерживали
сомнения: а вдруг банки начнут от-
казывать клиентам необоснованно?
Странные, конечно, сомнения: у
нас, как и во всем мире, банки бо-
рются за клиента, если он хороший.
Экономического резона отказывать
такому клиенту в открытии счета
нет.
▶
Олег ИВАНОВ
Вице-президент
Ассоциации
региональных
банков России
86
Банки и деловой мир
май 2012
анализ:
Макроэкономика