Стр. 87 - BDM_2012-05

Упрощенная HTML-версия

текст являлся практически калькой с
рекомендованного FATF образца. За
годы существования в закон не раз
вносили поправки (как правило, вслед
за корректировкой требований со
стороны FATF), но претензии к доку-
менту оставались. Нынешние, еще не
внесенные в Думу поправки, — тоже
результат следования в фарватере по-
литики FATF.
«Антиотмывочный» закон адресо-
ван не только банкам. Бороться с лега-
лизацией «грязных» денег призваны и
профессиональные участники фондо-
вого рынка (инвестиционные компа-
нии, брокеры и пр.), и страховщики,
и ломбарды. Но главная нагрузка по
противодействию отмыванию при-
ходится, конечно, на банки: именно
через них проходят основные финан-
совые потоки. Банк России в своих
нормативных документах постарался
конкретизировать действительно ме-
стами рамочные положения закона.
Однако и документы регулятора не
считают безупречными.
За несовершенство правовой базы
отдуваться приходилось в основном
банкам. Они вынуждены держать
колоссальные штаты финансовых
контролеров, в компетенции кото-
рых—определять (при действительно
размытых нормативных критериях)
степень подозрительности и клиен-
тов, и их сделок. В результате ФСФМ
буквально завалена «сигналами» —
Инструмент против
сомнительных
клиентов
К
применению закона о проти-
водействии легализации (от-
мыванию) доходов, полученных
преступным путем, у юристов и
банкиров вообще много вопросов.
Если на банки возлагают обязанно-
сти по контролю над финансовыми
операциями, то, очевидно, что у
банков должны быть адекватные
инструменты, имеющие превен-
тивный характер по отношению
к организациям, заподозренным
в легализации денежных средств.
В частности, однимиз таких средств
может быть предоставленное бан-
кам право отказывать в открытии
счета или прекращать операции
по нему. Главное, чтобы были чет-
ко сформулированы критерии и
основания для реализации банком
такого права, безусловно, при на-
личии обоснованных подозрений:
например, если компания уже не-
однократно привлекалась к адми-
нистративной ответственности за
неисполнение требований закона
о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем. У банков дол-
жен быть рычаг, инструмент, по-
зволяющий отказывать в открытии
счета еще на стадии заключения до-
говора и отсеивать сомнительных
клиентов, поскольку по общему
правилу банк должен иметь право-
вое основание для такого отказа.
Опасения в том, что банки будут
необоснованно отказывать в откры-
тии счета, могут быть минимизиро-
ваны путем установления четких
основанийреализации такогоправа.
Ведь многие моменты, вызывающие
сомнения у банка, могут быть про-
верены по его запросу, и прежде чем
отказывать организации в открытии
счета, на наш взгляд, целесообразно,
чтобы банки предварительно тре-
бовали от потенциального клиента
дополнительные документы, под-
тверждающие либо опровергающие
эти сомнения. В таком случае риски
произвольного использования пра-
ва на отказ от заключения договора
банковского счета со стороны бан-
ков будут минимальны.
Юрий СБИТНЕВ
Старший юрист
юридической
фирмы Vegas Lex
Сегодня банки, в соответствии со
115-м законом, имеют лишь право
временно приостановить операции,
которые кажутся им подозритель-
ными, заморозить счет до выясне-
ния обстоятельств. К сожалению,
этим инструментом некоторые бан-
ки пользуются недобросовестно, в
Ассоциацию региональных банков
России поступило несколько сиг-
налов. Замораживают счет клиента,
который оказывается не в состоя-
нии ни расплатиться с контраген-
тами, ни распорядиться деньгами
на дальнейшее развитие компании.
А потом предлагают перевести день-
ги с замороженного счета на другой,
но за приличную комиссию — до
10%. Это, безусловно, недобросо-
вестная практика. Но за все время
действия закона таких случаев было
всего несколько. Нормальные банки
клиентов не распугивают.
Процесс расширения полномо-
чий банков в отношениях с подо-
зрительными клиентами получил
новый виток в связи с ужесточения-
ми, зафиксированными в новой ре-
дакции «антиотмывочного» закона
FATF. Эта международная органи-
зация требует от банков ужесточе-
ния надзора за бенифициарами их
клиентов. Чтобы выполнить новые
требования FATF, банки должны об-
ладать безусловным правом отказа в
открытии счетов. Поэтому в России,
которая является членом FATF, воз-
никла юридическая необходимость
позволить банкам легально осво-
бождаться от подозрительных кли-
ентов. Есть надежда, что усилиями
Росфинмониторинга такие нормы
войдут в российское законодатель-
ство, чтобы согласовать его с прин-
ципами FATF.
май 2012
Банки и деловой мир
87
анализ:
Макроэкономика