государственные расходы, даже 2%-ный рост станет про-
блематичным. Потому что произойдет замедление потре-
бления.
В конце нынешнего года предстоит еще одна битва во-
круг «потолка» по госдолгу. Не исключено, что рейтинго-
вые агентства опять понизят рейтинг США. То есть оста-
ется много неопределенностей. США попросту отстрочили
разрешение собственных проблем. Но в итоге примерно к
декабрю 2012 года все эти проблемы всплывут и воплотят-
ся в некую большую проблему. Из-за того что действитель-
но есть политические проблемы, политический кризис в
самом Вашингтоне. Рынки, естественно, негативно отреа-
гируют на все эти факторы неопределенности.
Да, прогноз очень пессимистичный…
Но в отношении глобальной экономики есть и несколь-
ко положительных моментов. Во-первых, корпоративный
сектор в США, Европе, Японии, на развивающихся рын-
ках достаточно силен, продуктивен и производителен.
Во-вторых, это — рост экономической мощи, объемов
торговли развивающих рынков. Обычно к их числу от-
носят только страны БРИКС, но я думаю, что много по-
ложительных вещей происходит также и в развивающих
экономиках Центральной Азии, начиная с Казахстана, в
части стран Центральной Европы (высокую динамику по-
казывают Польша и Чехия, которая по темпам даже ближе
к Германии). Кое-что положительное происходит в Латин-
ской Америке. Даже в Африке, к югу от Сахары, даже на
Ближнем Востоке, несмотря на все волнения и революции:
энергоносители Саудовской Аравии и Персидского зали-
ва можно эффективно использовать для экономического
роста региона.
То есть глобальная положительная новость состоит в
том, что не только страны БРИКС, но и строящиеся рынки
способны внести позитивный вклад и стать, пожалуй, од-
ним из мощных источников экономического роста в обо-
зримом будущем. Средний показатель роста развивающей
страны составляет около 6%. В некоторых странах он даже
выше. Если каждая из таких стран будет расти в соответ-
ствии со своим потенциалом, все большая доля мирового
ВВП будет формироваться на развивающихся рынках. Бу-
дет множество локомотивов глобального экономического
роста, а не только традиционные локомотивы в лице США,
Европы и Японии.
Появляются новые политические и экономические
силы. Поэтому даже расширенная из большой «семерки»
большая «двадцатка» уже несколько устарела, она не со-
всем точно отражает расстановку сил. И нужно думать о
более широкой группе стран—центров контроля глобаль-
ной экономики.
Иными словами, идет сдвиг — сдвиг власти, сдвиг цен-
тров контроля с традиционных мест в сторону развиваю-
щихся рынков.
Существенное опасение относительно этих стран у
меня вызывает большая степень государственного вмеша-
тельства в экономику во время глобального финансово-
го кризиса. В Китае правительство играло большую роль
в управлении компаниями, в России происходило то же
самое, властям Казахстана пришлось взять на себя бан-
ковскую систему. Аналогичные тенденции наблюдались в
Бразилии, Индии…
Но когда кризис закончился, всем этим странам нуж-
но последовательно снижать роль государства в управле-
нии экономикой, постепенно наращивать темпы струк-
турных реформ, увеличивать производительность роста
труда. И стимулировать развитие частного сектора — это
важный стимул для высоких темпов экономического ро-
ста. Если развивающиеся страны пойдут по такому пути,
думаю, будущее многих из них, не только стран БРИКС,
будет мощным, с положительными долгосрочными пер-
спективами.
36
Банки и деловой мир
июнь 2012
Без границ:
Астана-2012