П
одсчитано, что более $50 триллионов капиталов-
ложений понадобится для строительства дорог,
водоснабжения, энергетики, аэропортов, телеком-
муникаций и железных дорог только в странах ОЭСР с
2010 по 2030 год. Для этого нужна большая государствен-
ная работа и финансирование на глобальном уровне. Но
если потребность в капитальных вложениях будет расти,
объемы сбережений могут не справиться с нею. Это зна-
чит, что стоимость проектов повысится и на мировых
рынках обострится конкуренция в привлечении сбере-
жений для инвестиций. Вот почему необходимо создать
наиболее благоприятные условия для поддержки долго-
срочных вложений.
Однако европейский и мировой рынок проектного
финансирования испытывают сложности. Я утверждаю,
что этот кризис в основном касается европейской бан-
ковской системы. Исторически сложилось, что 90–95%
всех кредитов на проектное финансирование предо-
ставляют банки. В частности, в Европе они до сих пор
покрывают две трети мирового рынка в этом секторе.
После кризиса они значительно сократили кредитные
инициативы. Это случилось в результате введения Ба-
зеля III и в связи с возросшей стоимостью финансиро-
вания. Новые нормы устойчивости Базеля III не стиму-
лируют долгосрочные инвестиции, которым требуется
больший спред. Банки сокращают объем взвешенных по
риску активов — «знаменателя» удельного капитально-
го коэффициента, вместо того, чтобы увеличивать его
«числитель» — капитал. Предполагается, что в ближай-
шие 1,5–2 года активы европейских банков сократятся
на 2/3 миллиарда евро. Не помогают и новые коэффи-
циенты ликвидности, и долгосрочные колебания курса
обменных операций…
Банковский рынок проектного финансирования от-
крыт для новых вложений, но срок их погашения и объ-
емы существенно сократились: до 7–8 лет и максимум до
2 миллиардов евро. Внятный же план рефинансирования
через рынки капитала так и не разработан. Стоимость
Глобальные перспективы
проектного финансирования
Эдуардо РЕВИЛЬО
Глава группы по экономическим и статистическим исследованиям Cassa Depositi e Prestiti,
советник министра финансов Италии*
Потребность в долгосрочных инвестициях будет расти высокими темпами во всем
мире. Объемы проектной и инфраструктурной задолженности достигли уже $350
миллиардов, прибавляя ежегодно на протяжении последних лет по 15%. В связи
с продолжающимся приростом населения в мире, индустриализацией новых
рынков и потребностью развитых рынков в замене устаревшей инфраструктуры,
необходимость проектного финансирования будет только увеличиваться.
* Публикуется в сокращении.
48
Банки и деловой мир
июнь 2012
Без границ:
Астана-2012: Перспективы мировой финансовой системы и валюта развития