Стр. 49 - BDM_2012-06

Упрощенная HTML-версия

выросла на 250–350, а для проектов более низкого каче-
ства — до 500 базисных пунктов. На рынке синдициро-
ванных кредитов мало кто готов принять гарантийные
риски, поэтому обычной практикой стали «клубные»
сделки. Отдельные банки все чаще пытаются продать
свои портфели на вторичных рынках…
По сути, действующими долгосрочны-
ми игроками в этом секторе остаются
лишь крупные европейские банки раз-
вития, но в одиночку они действовать не
могут. Поэтому, объединившись в Клуб
долгосрочных инвесторов, они при-
влекли сюда и другие структуры, создав
несколько фондов, в том числе уже успешно действующий
Marguerite Infrastructure… Подобные фонды способны
эффективно финансировать инновационный и быстро-
растущий малый и средний бизнес.
На наш взгляд, ЕС и его участники должны поддержи-
вать частное финансирование и государственно-частное
партнерство при помощи налоговых льгот, гарантий и
других инициатив, направленных на сокращение норма-
тивных нефинансовых рисков. Налоговые льготы, повы-
шающие привлекательность инициатив, могут служить
целям роста и фискальной консолидации: если их размер
не будет превышать бюджетные поступления за вычетом
эффекта замещения.
Схемы государственных гарантий и налоговых льгот
необходимы для успеха инициативы, касающейся проект-
ных облигаций. Их рынок зародился в середине 1990-х,
существенно, до $26 миллиардов, вырос среди высоко-
рейтинговых узкоспециализированных страховщиков,
развалился в 2008-м — вместе с исчезновением таких
компаний, но затем возродился и в 2011 году достиг объ-
ема в $16 миллиардов. Уже в 2010–2011 годах заключено
много крупных сделок со сроком погашения до 25 лет,
а облигации инвестиционного класса прибавили в цене
от 200 до 400 базисных пунктов (что
сравнимо с размером банковского
долга, однако здесь инвесторы более
долгосрочны).
Есть два типа проектных обли-
гаций: те, которые непосредственно
выпускают проектные компании (это
характерно для Евросоюза), и те, что
выпускают в США непосредственно
муниципальные и государственные
органы, имея существенные налого-
вые льготы. Так, в 2008–2009 годах в
соответствии с принятым Бараком
Обамой планом оздоровления эконо-
мики выпущеныоблигации «Построй
Америку» на сумму в $200 миллиар-
дов. А вот облигаций, эмитируемых
проектными компаниями, в США
менее чем на $3 миллиарда.
Инициатива по проектным облигациям, разработан-
ная Евросоюзом вместе с Европейским инвестиционным
банком, имеет ключевое значение для оздоровления ев-
ропейской экономики и инфраструктурных инвестиций.
Более того, новый рынок проектных облигаций ЕС и со-
кращение объемов банковских займов в этом секторе
дает необходимую возможность привлечения институ-
циональных инвесторов, особенно с учетом долгосроч-
ности проектных и инфраструктурных активов. Сегодня
институциональные инвесторы прямо или косвенно уже
финансируют около 40% инициатив по проектному фи-
нансированию. Инфраструктурные облигации представ-
ляют собой «класс активов», который прекрасно подходит
под требования фондов страхования жизни, пенсионных
фондов и ФНБ. И такая тенденция, вероятно, будет ра-
сти — в частности, в Европе.
…Чтобы укрепить в Европе долгосрочные инвести-
ции, нужно переформулировать нормативную базу, ко-
торая сегодня делает их невыгодными. Речь не об ослабле-
нии основ финансовой устойчивости, а о поиске решения,
способствующего финансированию экономического раз-
вития, без которого финансовая стабильность сама ри-
скует завтра оказаться под ударом. И хотя общий консен-
сус по этому вопросу достигнут, но чтобы перейти от слов
к делу, понадобится еще много усилий. Настали времена,
когда Европа, наконец, делает шаг в правильном направ-
лении.
Более $50 триллионов капиталовложений
понадобится для реализации
инфраструктурных проектов только
в странах ОЭСР с 2010 по 2030 год
июнь 2012
Банки и деловой мир
49
Без границ:
Астана-2012: Перспективы мировой финансовой системы и валюта развития