подбора и оценки персонала. Что же ка-
сается подделки документов об образо-
вании и трудовых книжек — это скорее
единичные случаи»
.
Поддерживает ее и
Вера
АНИС-
ЦЫНА
:
«Выделение значительных
средств государственного бюджета на
простую оцифровку информации об об-
разовании — неразумный шаг. Ведь от
этого уровень квалификации специали-
стов не поменяется. Ценность же элек-
тронного паспорта как инструмента,
призванного повысить прозрачность
кадрового рынка, в первую очередь зави-
сит от наполнения нового документа.
Чтобы проект окупил затраченные
на него средства, необходимо рассмо-
треть возможность расширения объ-
ема содержащейся на нем информации.
Например, дополнить его данными о
стаже и опыте работы»
. В качестве
альтернативы эксперт предлагает вно-
сить информацию об образовании на
уже созданную в рамках другого про-
екта карту (пенсионную, электронный
общегражданский паспорт и т.д.).
В «прозрачном» омуте
махинации водятся
Большое беспокойство вызывает у экс-
пертов и вопрос безопасности самих
данных.
«Электронныйпаспортдолжен
быть максимально защищен от подде-
лок и несанкционированного внесения
ложных данных. В противном случае его
подделка станет выгодным нелегаль-
ным бизнесом для криминальной среды.
Доступ к получению персональной ин-
формации о работнике должен быть
ограничен и распространяться лишь
на потенциального работодателя»
, —
обозначает некоторые проблемы, за-
ботящие экспертов,
Анна КОНЯЕВА
.
Однако решения большинства из них
на данный момент — туманны.
Центры обслуживания паспортов,
по словам
Заринэ
КАРАПЕТЯН
, это
самый большой камень преткновения:
«От правильной организации зависит
успех всего начинания. Если же систе-
ма обслуживания будет недостаточно
хорошо продумана и реализована, это
может сделать рынок труда еще менее
прозрачным, чем он есть сейчас. Службы
«усовершенствования» электронных
паспортов появятся, без сомнения»
.
Говоря об эффективной системе за-
щиты,
АлексейМИЦИК
предполагает,
что выпуском электронных докумен-
тов (паспортов) и довнесением в них
информации, скорее всего, должен за-
ниматься один уполномоченный орган,
информация в единую базу данных ко-
торого должна стекаться из образова-
тельных учреждений в определенных
закодированных форматах по защи-
щенным каналам.
Опыт показывает, что опасения —
не напрасны. В качестве примера мож-
но привести Универсальную электрон-
ную карту, которую с 1 января 2013
года начнут выдавать гражданам. Она
сочетает в себе документ, удостоверя-
ющий личность (в установленных за-
коном случаях), полис обязательного
медицинского страхования, страховое
свидетельство обязательного пенсион-
ного страхования, а также платежную
банковскую карту и удостоверяет пра-
ва на получение иных государственных
и муниципальных услуг.
Карту пока не выдают, но проблема
ее защиты уже активно обсуждается.
Дело в том, что Минэкономразвития
решило пойти на специальные меры по
снижению расходов на изготовление, в
том числе за счет отмены визуальных
элементов защиты от подделок. Пла-
нируется также исключить карту из
перечня полиграфической продукции,
подлежащей специальной охране. По
мнению экспертов, эти изменения не
позволят использовать карту как иден-
тификационный документ, визуально
удостоверяющий личность.
В итоге идея создания электрон-
ного паспорта нравится большинству,
но ее воплощение вызывает слишком
много вопросов.
«Безусловно, задача
организаторов, ответственных за
реализацию этого проекта, — макси-
мально учесть все возможные риски и
нивелировать их»
, — считает
Алексей
ЗАИКИН
. Признавая сложность про-
блемы защиты персональных данных,
он все же считает, что утечка — про-
блема не предлагаемого проекта, а об-
щегосударственная.
«Данный вопрос
необходимо решать комплексно, и уж
конечно, не останавливать разви-
тие!»
— говорит он.
Пилите, Шура, пилите
Поддерживая инициативу внедрения
электронного паспорта, необходи-
мо понимать, что ее выпуск и обслу-
живание требуют немалых средств.
И чем более защищенной она будет,
тем больших инвестиций со стороны
государства потребует.
«При этом без
системных изменений на рынке труда
(будь то введение национальной систе-
мы квалификаций или другие реформы)
наличие дополнительной «карточки»
не поможет в решении вопроса повы-
шения общего уровня квалификации
специалистов. Тратить же сейчас
огромные средства только для того,
чтобы упростить систему оценки
подлинности документов об образо-
вании, — не самый рациональный шаг.
Тем более что, решая одну проблему,
мы дадим толчок к возникновению
другой — развитию теневого рынка
поддельных электронных паспортов
работника и, соответственно, услуг
по «доработке» информации в них»
, —
говорит
Вера АНИСЦЫНА
. При этом
эксперт кадрового центра «ЮНИТИ»
акцентирует внимание на том, что
самим работодателям, скорее всего,
придется потратиться на приобрете-
ние устройств, считывающих данные
с электронных паспортов. А их про-
изводство — новый, очень выгодный
госзаказ для определенных компаний.
К сожалению, вырисовывается пер-
спектива, печальная в своей предска-
зуемости. Глубина проблемы, которую
надо решить, чтобы изменить россий-
ский рынок труда, приведет к тому,
что системные изменения снова затя-
нутся. И напротив, простота введения
электронного паспорта (несмотря на
поверхностность проблемы) позволит
осуществить эту инициативу в корот-
кие сроки.
Кому это будет выгодно? Ответ
тоже предсказуем…
Материал предоставлен
пресс-службой кадрового
центра «ЮНИТИ»
82
Банки и деловой мир
июль 2012
кадры, которые решают:
спор-клуб