На протяжении последних лет регу-
лятор постоянно вносил изменения в до-
кументы, которые будут влиять на разви-
тие тех или иных направлений вложений
средств. Центральный банк учел уроки
финансового кризиса, когда ряд крупных
российских банков оказались на грани
банкротства из-за высокой концентрации
рисков на компаниях собственников и топ-
менеджмента, на операциях с ценными бу-
магами, недвижимостьюи строительством.
В целях сдерживания рисков, в том числе
как недостаточно идентифицированных,
так и, по мнению регулятора, специально
скрываемых банками, Банк России хочет
заставить банки, увлекающиеся покупкой
ценных бумаг, вложениями в девелопмент,
непрозрачными сделками и непрофиль-
ными активами, создать дополнительную
«подушку» капитала. Банки обязаны будут
использовать повышенные коэффициенты
риска при расчете достаточности капита-
ла (изменения в Инструкцию №110-И) и
формировать больше резервов под достав-
шуюся им за долги недвижимость.
В то же время Банк России продолжает
повышать требования к оценке активов в
виде ссудной задолженности (проект из-
менений в Положение №254-П), которые
во многом дублируют повышенные требо-
вания к размеру собственных средств (ка-
питала) банка. Например, во многом пере-
секаются критерии «нетранспарентности»
и «отсутствия реальной деятельности»,
причем для целей Положения №254-П
критерии сформулированы в существенно
более радикальном варианте по части рас-
ходов банков на формирование резерва.
Такой подход, как отмечалось в письме,
направленном АРБ в адрес Банка России,
делает экономически нецелесообразным
осуществление банками ряда направлений
кредитования, таких как структурирован-
ное финансирование, проектное финанси-
рование в ряде индустрий и др. Банков-
ское сообщество продолжает настаивать
на пересмотре наиболее жестких требова-
ний, вводимых новыми поправками ЦБ,
или ввести льготные режимы оценки ри-
сков для ряда активов.
Учитывая, что ближайшая перспек-
тива может принести реализацию раз-
личных видов рисков, представляется
необходимым, чтобы Банк России расши-
рил для банков возможность доступа к
рефинансированию, увеличил срочность
по таким операциям. Механизмы госу-
дарственной поддержки по стабилизации
финансовой системы достаточно полно
были отработаны в кризисные и посткри-
зисные годы.
Также представляется необходимым
перенести упор в регулировании. С ми-
кропруденциальных подходов: отслежива-
ние рисков отдельных участников рынка,
предотвращение несостоятельности от-
дельных банков и т.д. — на макропруден-
циальные. А именно — контрциклическое
регулирование: отслеживание системных
рисков и их смягчение, управление став-
ками, нормативами резервирования, про-
гнозирование и смягчение дисбалансов по
результатам стресс-тестирования.
С анкетой работали
Людмила КОВАЛЕНКО
и
Марина ТАЛЬСКАЯ
сентябрь 2012
Банки и деловой мир
45
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ