Стр. 14 - BDM_2012-10

Упрощенная HTML-версия

Нужно ли законодательно
ограничивать ставки по займам?
После скандала с выдачей микрокредитов по несколько тысяч ­годовых
на «Почте России» нападки на бурно развивающийся рынок МФО
не прекращаются по сей день.
О
днако мнение о том, что все
микрофинансовые организации
выдают средства под тысячи годовых
не совсем верно. Например, средний
размер ставки по займам в органи-
зациях, которые кредитуют малый
бизнес, колеблется от 30 до 80%. При
этом компаний, которые выдают так
называемые займы «до зарплаты» под
довольно высокий процент, на рын-
ке более 60% от общего количества
МФО, а вот организаций, кредитую-
щих малый бизнес, — всего 3–5%.
Решать проблему высоких ставок
по займам предлагалось различными
способами, вплоть до их законода-
тельного ограничения. Но этот шаг
выглядит как минимум экономически
нелогичным. Ведь ставки микрофи-
нансовых организаций имеют реаль-
ную себестоимость, которая отнюдь
не столь низка, как кажется на первый
взгляд.
Основа величины ставки вМФО—
доступные источники фондирования.
В отличие от банков для микрофи-
нансовой организации существует
всего два–три источника получения
денежных средств. Первый и чаще
всего главный—средства акционеров.
Второй ресурс—коммерческие банки,
ставка по кредитам которых довольно
высока для МФО, так как, во-первых,
уже содержит банковскую маржу, а
во-вторых, включает в себя плату за
отраслевой риск. По закону МФО мо-
гут привлекать займы от физических
и юридических лиц, однако их величи-
на должна быть более полутора мил-
лионов рублей. Учитывая, что данные
вложения в микрофинансовые орга-
низации не застрахованы, а также нет
истории и культуры таких инвестиций
в нашей стране, — сегодня данный вид
привлечения денежных средств для
МФО нельзя назвать массовым: инве-
стировать, даже под большой процент,
решаются немногие.
Еще одним слагаемым «стоимо-
сти» займа в МФО является риск
компании, связанный с возвратом
средств. Микрофинансовые органи-
зации выдают займы по упрощенной
схеме: чтобы получить в них деньги,
не нужен большой комплект докумен-
тов. Решение о выдаче займа прини-
мается за один–три дня, а в некоторых
случаях за несколько часов. Как пра-
вило, МФО работают с заемщиками,
чья кредитная история небезупречна.
Все эти факторы, естественно, отра-
жаются на уровне просрочки и доли
невозвратных займов. У компаний,
выдающих займы малому бизнесу,
уровень просрочки ниже, нежели у
МФО, занимающихся потребитель-
ским кредитованием. Тем не менее в
сравнении с банковским он довольно
высок, и в первом случае обычно дер-
жится на уровне 10–15%, а во втором
составляет более 20–25%.
Третий фактор, влияющий на ве-
личину ставки, — административные
затраты. В них входят расходы на ин-
фраструктуру и содержание офисов:
большинство клиентов МФО живут
в регионах, где доступ к финансовым
услугам ограничен.
Ну и, естественно, в ставках по
займам заложена прибыль, которую
ожидает получить МФО. Размер до-
ходности с учетом первых трех фак-
торов определяется уровнем спроса
и предложения на продукты МФО на
рынке. По некоторым данным, спрос
на рынке микрофинансирования на
сегодня превышает 300 миллиардов
рублей, а микрокредитов в минувшем
году было выдано всего на 32 милли-
арда. Поэтому пока можно говорить
о том, что рынок МФО еще проходит
период становления. Через некоторое
время те, кто слишком занизил или
завысил проценты по займу, будут
вынуждены уйти из этого бизнеса из-
за своей неконкурентоспособности.
Законодательное ограничение
ставок МФО сейчас может привести
к тому, что большинство компаний
просто уйдут в «теневой» бизнес с
легального рынка, а оставшиеся орга-
низации значительно ужесточат усло-
вия выдачи займов. Примерно та же
ситуация наблюдается сейчас в 40 раз-
вивающихся странах и странах с пере-
ходной экономикой, где существуют
ограничения по процентным ставкам
в той или иной форме.
Одним из самых ярких приме-
ров губительных последствий огра-
ничения ставок стала Республика
Никарагуа, где после принятия соот-
ветствующего закона годовой рост
портфеля микрофинансовых органи-
заций упал с 30 до 2%. Первым делом
МФО сократили свои отделения в
сельской местности, которая особен-
но нуждалась в финансовой поддерж-
ке, так как операционные издержки
были слишком велики.
Несомненно, вмешательство го-
сударства в деятельность МФО не-
обходимо, но меры должны быть
комплексными и обоснованными.
Программы кредитования, разрабо-
танные государственными банками,
уже сейчас позволяют микрофи-
нансовым организациям выдавать
займы предпринимателям по более
низким ставкам. Дальнейшее разви-
тие рынка МФО, а также тщательно
продуманные и взвешенные меры по
его регулированию постепенно при-
ведут к стабилизации рынка, что, не-
сомненно, положительно отразится
на ставках по выдаваемым микро-
займам.
Екатерина СИДОРОВА
Генеральный директор
ОАО «ФИНОТДЕЛ»
14
Банки и деловой мир
октябрь 2012
события и комментарии:
тенденции и прогнозы