Непреходящие
ценности
Глеб ГУСАКОВ
— издатель и писатель, директор Открытого
Крымского фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг», а также —
собиратель и реставратор древнерусской религиозной живописи.
Удостоен Архиерейской грамоты УПЦ (Российский Патриархат)
с формулировкой «В благословение за усердные труды во славу Святой
Церкви». Автор альбома-каталога «Всем Скорбящим Радость. Право-
славная икона XVI–XX веков в частных собраниях Донецка» и книги
«Благовещение. Хроники спасенного иконостаса».
БДМ:
Иконы, в отличие от светских
произведений искусства, являются
одним из воплощений духовной
жизни. Что подвигло вас, человека
с естественнонаучным образовани-
ем, обратиться не просто к собира-
тельству, а к реставрации?
Вероятно, семейные традиции. Отец
мой, тоже человек с естественнонауч-
ным образованием, закончил в свое
время и художественную студию, его
брат — мой дядя — и вовсе был про-
фессиональным художником. В доме
имелась (и сейчас имеется, постоянно
пополняясь) обширная библиотека,
посвященная искусству вообще и ико-
нописи в частности, в том числе и по-
собия по реставрации. Отец начинал
заниматься собирательством в 1980-е
годы, когда за это уже можно было не
опасаться получить статью, а вот ква-
лифицированных реставраторов было
поискать... Предметы же часто попа-
дались в тяжелом состоянии, их надо
было как-то спасать. К этому времени
и относятся мои первые опыты по вос-
становлению древних памятников.
Кроме того, умение реставрировать
сильно облегчает жизнь собирателю—
сразу по нескольким причинам. Ну и,
наконец, это очень увлекательное, не
побоюсь сказать — азартное занятие,
невзирая на то что требует терпения,
усидчивости и времени.
БДМ:
С чего начинается процесс
реставрации?
Вообще-то с составления паспорта
предмета. Степень сохранности, кар-
та поздних записей и т.д. Необходимо
полное знание о «состоянии больного»,
прежде чем начинать лечение. А да-
лее —в зависимости от обстоятельств:
укрепление основы (если необходи-
мо), уничтожение жука-точильщика
и плесневых грибков (если имеются),
укрепление красочного слоя, удаление
загрязнений и поздних записей…
БДМ:
Но ведь для всего этого требу-
ются, видимо, очень серьезные про-
фессиональные знания?
Как и в любой профессии, тут есть
свои секреты, которые непосвящен-
ному даже и не объяснишь. Например,
умение на глаз определить наличие
поздних записей и сохранность автор-
ского слоя под ним. Или как по внеш-
нему виду потемневшего от времени
покрывного лака определить, какими
именно химическими реактивами сле-
дует воспользоваться, чтобы не нане-
сти ущерб предмету. Умение удалять
записи — сродни мастерству хирурга.
Кстати, и тут и там часто в дело идет
скальпель. Это уже приобретается с
опытом. Можно теоретически знать,
как удалить, к примеру, аппендикс, но
попробуйте вот так, без подготовки…
Но есть вещи абсолютные: доскональ-
ное знание техники и технологии соз-
дания памятника, характерные именно
для данного времени и эпохи, знание
иконографии.
БДМ:
С какого времени вы стали кол-
лекционировать иконы?
Первую свою икону я приобрел в 1988
году — это была довольно рядовая
«староверка» (икона, написанная в ста-
рообрядческом центре, развивавшем-
90
Банки и деловой мир
октябрь 2012
качество жизни:
География души