ся изолированно от основных школ и
оттого со временем утратившем на-
выки «высокого письма»), Богоматерь
«Всех скорбящих Радость». Но тогда
она мне казалась самой необычай-
ной и прекрасной. Потом длительное
время я приобретал иконы изредка.
Постепенно, с накоплением знаний и
опыта, развивалось «истинное зрение»
собирателя. Я изучал альбомы, ездил
на выставки... и как-то незаметно об-
наружил, что я уже — коллекционер.
Плотно собирательством я занялся
уже к концу 1990-х…
БДМ:
Что делает человека истинным
коллекционером?
Две вещи. Первая — любовь к пред-
мету коллекционирования, это обя-
зательно. Тем более если речь идет
о таком явлении, как икона, кото-
рая пребывает одновременно в двух
ипостасях: сакральной (духовной) и
эстетической. И вторая — знания о
предмете коллекционирования, ко-
торые приходят со временем, с опы-
том. Настоящий коллекционер почти
неизбежно становится знатоком. Он
собирает не только иконы, но и ли-
тературу, посещает выставки, сам со
временем начинает выпускать ката-
логи своего собрания, затем — экспо-
нировать свои сокровища. В послед-
нее время стали открывать частные
музеи икон. Настоящий собиратель
не сидит, как кощей над златом, над
своими шедеврами, а стремится сде-
лать собрание открытым для широкой
и научной общественности. Таковыми
были Третьяков, Корин, из современ-
ных —Михаил Суров, увы, покойный
ныне, и многие иные. Это последняя,
высшая и самая благородная стадия
увлекательного процесса под назва-
нием «собирательство».
БДМ:
Есть ли в вашей коллекции
какая-то уникальная икона и чем
именно она примечательна?
Есть, и не одна. По сути, каждая ико-
на в чем-то неповторима — не быва-
ет двух одинаковых, если только мы
не говорим о массовом конвейерном
производстве конца XIX — начала
ХХ веков, но это разговор особый.
И всеже… Пожалуй, я бы выделил
строгановскую икону XVII столетия
«Святитель Николай Чудотворец в
предстоянии Богоматери на престоле».
Помимо уникальной иконографии, по
признанию И.Л. Бусевой-Давыдовой,
крупнейшего специалиста современ-
ности, икона «относится к лучшим
образцам иконописи середины XVII
столетия».
История ее приобретения тоже до-
статочно необычна. К концу XIX века
олифа, которой была покрыта икона,
совершенно почернела, и живопись
заклеили поверху хромолитографи-
ей — дешевой типографской иконой
на библейский сюжет — тогда же, в
конце XIX века. Прежний владелец
иконы каким-то образом понял, что
внизу что-то есть, и эту картинку ото-
драл довольно варварски: местами не
до конца, а местами вместе с древней
олифой, к счастью, не повредив кра-
сочного слоя. Конечно же, как только
икона попала ко мне в руки, я сразу по-
нял: это что-то необычное, несмотря
на более чем непрезентабельный вид.
Трое суток я почти без сна занимался
раскрытием — не мог оторваться. Но
результат себя оправдал.
БДМ:
Стоимость иконы и ее историче-
ская ценность — как они определя-
ются и всегда ли совпадают?
Стоимость иконыопределить не так-то
просто. Это многофакторный анализ.
Возраст, сохранность, уровень пись-
ма, редкость или, напротив, распро-
страненность сюжета — все следует
учитывать. Причем если для действи-
тельно древней иконы по большому
счету критична (и то до определенной
степени) сохранность важных элемен-
октябрь 2012
Банки и деловой мир
91
качество жизни:
География души