тов—ликов, одеяний святых, архитек-
туры, — то плохая сохранность иконы
поздней (XVIII–XX веков) резко сни-
жает цену памятника.
Историческая ценность — вопрос
еще более тонкий. Иконы массово
писали на Руси в провинциальных
исторических центрах, зачастую в
художественном отношении они при-
митивны, но зато дают представление
о мироощущении наших предков.
Историческая ценность несомненна,
буквально на днях в НИИ Академии
художеств прошел интереснейший
круглый стол по народной иконе, при-
уроченный к одноименной выставке.
Стоимость же такой лубочной иконы,
наоборот, невелика. Конечно, подпис-
ные иконы знаменитых мастеров, чу-
дотворные иконы и чтимые списки с
них, иконы с дарственными и венчаль-
ными подписями исторических лич-
ностей — тут вопросов не возникает,
стоимость таких икон на антикварном
рынке определяется словосочетанием
«как договоришься». Появление такой
иконы — это еще и важное событие в
научном мире, среди историков и ис-
кусствоведов.
БДМ:
Если смотреть с практической
точки зрения, то как за последние
годы изменились цены на старинные
иконы?
В целом — динамика восходящая.
Цены неуклонно растут, и даже в пе-
риоды экономических кризисов если и
снижаются, то не намного и ненадолго.
И, как правило, на предметы «средне-
го эшелона». Уникальные памятники
в цене не падают никогда. Антиквар
скорее предпочтет переждать небла-
гоприятный период и придержит под-
линный шедевр до лучших времен.
А вот что касается отдельных школ,
направлений иконописи — тут зача-
стую диктует всплеск или снижение
цены ее величество мода. Так, сейчас,
безусловно, переоценены иконы по-
ставщиков двора Николая II. Резко
растет интерес и к «русскому модерну»
в иконописи. Соответственно, растет
и цена. После спада ажиотажа и цена
снизится.
БДМ:
Может ли непрофессионал отли-
чить подделку от подлинной иконы?
Есть ли характерные приметы подде-
лок, на которые следует обращать
внимание?
Грубые, примитивные подделки — ко-
нечно. Но есть такое жаргонное сло-
вечко — «задурок». Этим словечком
называют подделку высшего класса,
и вот тут непрофессионал бессилен.
Современные технологии дают в руки
фальсификаторам мощные средства:
и искусственное старение, и «древ-
няя» стойкая к растворителям олифа
и многое другое. Единственное, на
чем прокалываются фальсификаторы
всегда, —иконографические тонкости.
Порой по мельчайшей детали я могу
сказать: подделка. Такой детали древ-
ний иконописец написать не мог. Но
не буду здесь раскрывать секреты и
тем самым учить мастеров мистифи-
каций.
БДМ:
Что бы вы посоветовали чело-
веку, собирающемуся приобрести
раритетную икону? И какие условия
необходимы для ее хранения?
Прежде всего заручиться поддержкой
знатока — опытного коллекционера,
музейного работника. И если речь
идет действительно о раритете — се-
рьезной экспертизой одного из веду-
щих специалистов.
Хранить же икону надо бережно:
необходимо, чтобы в доме был благо-
приятный температурно-влажностный
режим. Как правило, это около 20º, а
влажность — в пределах 40–60%. При-
чем более сухой воздух (а именно его
дают современные кондиционеры и
пластиковые окна) вреднее, чем более
влажный. Разумеется, не следует раз-
мещать произведение в пределах дей-
ствия прямых солнечных лучей или
вблизи обогревательных устройств. Не
протирать ничемвлажными вообще не
протирать, пыль лучше снимать специ-
альной метелочкой. А еще лучше— за-
казать на икону киот, то есть закрытый
короб, и в нем, под стеклом, хранить,
как это зачастую делали в старину.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
Настоящий собиратель не сидит, как
кощей над златом, над своими шедеврами,
а стремится сделать собрание открытым
для широкой и научной общественности
92
Банки и деловой мир
октябрь 2012
качество жизни:
География души