Стр. 10 - BDM_2012-11

Упрощенная HTML-версия

измерений:
«политическое — через
воссоздание авторитарных или по­
лудеспотических режимов, социаль­
ное — через воспроизводство и усиле­
ние локальных кастовых и клановых
структур, цивилизационное — через
разрушение общих духовных и инсти­
туциональных основ интеграции раз­
нородного населения и усиление этни­
ческого сепаратизма»
.
Глубинные основания сегодняш-
него, близкого к хаосу, состояния
миропорядка лежат в сфере парадок-
сальной, на первый взгляд, взаимос-
вязанности и взаимовлияния двух
внешне противоположных идеологи-
ческих матриц, удерживавших мир XX
столетия в биполярном напряженном
равновесии. Это был баланс на грани
конфликта, благодаря которому, тем
не менее, двум конкурирующим систе-
мам удавалось уходить от фатальных
столкновений. Позитивной стороной
этого умело регулируемого обеими
сторонами баланса—соревнования—
противостояния было несколько деся-
тилетий мира и выдающийся по сво-
им результатам научно-технический
и социально-политический прогресс
(покорение космоса, программа разо-
ружения и т.д.). Необходимым элемен-
том биполярного мироустройства был
и так называемый «третий мир», кото-
рый получил практическую возмож-
ность модернизироваться и предъ-
явить свои интересы после многих
столетий колониального подчинения.
Однако интересы большинства таких
стран и народов оказались практиче-
ски незащищенными в условиях одно-
полярной глобализации.
В поисках баланса
Разрушение мирового порядка, по-
строенного двумя противобор-
ствующими политическими систе-
мами, фактически переместило все
проблемы мирового сообщества в
транзитное пространство межци-
вилизационных отношений. В этом
«пространстве» все приобретает
специфически инволюционные и ре-
грессивные оценочные характеристи-
ки цивилизационной идентичности,
что выражается в появлении арха-
ичных по своей природе лозунгов и
призывов к борьбе с «осями зла», «ис-
ламским фундаментализмом», иран-
ской атомной угрозой, подавлением
демократии в России и пр.
Мир не может бесконечно удержи-
ваться в состоянии такого напряжен-
ного дисбаланса, чреватого обостре-
ниями и конфликтами. Необходима
большая определенность и предска-
зуемость будущего, фундаментальные
основания длительных отношений,
базирующихся не только на прагма-
тических интересах, но и на глубоких
духовных устремлениях.
Теперь мы являемся свидетеля-
ми того, как иллюзии однополярного
мира рушатся на глазах. В этой ситуа-
ции важно понимать, что переход к
реалиям многополярности не случит-
ся сам собой: когда иллюзии разруша-
ются, желание сохранить монопольное
влияние в мире — остается.
Видимо, выход из тупиков распа-
дающейся «идеологии глобализации»,
наряду с сохранениемдействительного
содержания интегративных процессов
общемирового развития, состоит, пре-
жде всего, в признании примата меж-
дународного права в полицентричном
мире. В какой форме это произой-
дет — проблемный вопрос, который
разрешается в диалоге. Но, совер-
шенно очевидно, в его основу должно
быть, наконец, положено признание
уникальности и историко-культурных
особенностей тех или иных цивилиза-
ционных образов мира.
Сегодня особенно важным стано-
вится взаимопонимание между наро-
дами в гуманитарной и общественной
сферах. Мы присутствуем при завер-
шении эпохи стихийной глобализа-
ции. Ее итогом становится убеждение,
что существо­вание неких абсолютных,
универсальных форм гуманистиче-
ских ценностей как бы поставлено под
вопрос.
Идет ли речь о понятии «демокра-
тия» — мы видим общую тенденцию
к тому, что повсюду формируются
демократические режимы очень не-
похожие, например, на североамери-
канские, где сама идея уже, кажется,
прошла процесс полной девальвации,
обретя статус товара, который можно
продать, купить или внедрить по стан-
дарту (commodification of democracy).
Идет ли речь о правах человека —
стоит прислушаться к мнению, что
утверждение формального комплек-
са гражданских прав и свобод на на-
циональном уровне не должно про-
тиворечить тому представлению о
достоинстве человека, которое лежит
в основе той или иной цивилизации и
составляет ее человеческую суть.
Такие разночтения вовсе не озна-
чают, на наш взгляд, что мир вступает
в эпоху ценностного релятивизма. Это
всего лишь значит, что мир вступает
в эпоху реального цивилизационного
разнообразия. И мы должны признать
это и учиться жить в условиях этой ре-
альности.
В заключение следует отметить
две тенденции. В научном и отчасти
политическом мире уже сформировано
объективное понимание исчерпанно­
сти и ограниченности доминирующей
сегодня в мире парадигмы «постинду­
стриального глобализованного» раз­
вития мира. Вместе с тем стремле­
ние к сохранению status quo в пользу
уходящей парадигмы чревато много­
плановым вызовом для всего мирового
сообщества. Речь идет о тенденции
«тихой» замены силами Запада, пре­
жде всего США, данной парадигмы на
отмеченную нами парадигму «то­
тального доминирования» во вновь
форматируемом мире «защищаемого
вооруженным путем агрессивного кон­
сюмеризма» (по определению
Джагди-
ша КАПУРА
).
Современный многополярный мир
во многом сформировался в контек­
сте двух основополагающих теорий
о столкновении и диалоге цивилиза­
ций. Более того, мы наблюдаем, что
финансово-экономический кризис пре­
жде всего был вызван кризисом опреде­
ленной социальной организации и либе­
ральной модели экономического роста
и в свою очередь вызвал глобальные
трансформации во всех сферах суще­
ствования цивилизации, общества
и человека. На наш взгляд, именно
практика и инструментарий диалога
цивилизаций, как они были сформиро­
ваны и разработаны на протяжении
последних 10 лет, позволяют адекват­
но ставить общий диагноз инклюзив­
ным обществам и размечать пути
возможных сценариев их развития.
10
Банки и деловой мир
ноябрь 2012
позиция