События последних 25–30 лет еще ждут тщательного анализа
и научного осмысления, но уже сейчас совершенно очевидно, что мир
в целом вступил в очередную колоссальную социально-политическую
и экономическую трансформацию. Этот вывод был сделан в результате
10-летней работы Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
Слушать и слышать
друг друга
Сегодня многие в мире отдают себе
отчет в том, что весь пафос и усилия
(иногда чрезмерные) инициаторов соз-
дания глобального мира с новой эко-
номикой, новой политикой и новым
демократическим устройством миро-
вого сообщества по англосаксонской
модели обосновывались идеей воз-
можности и необходимости скорей-
шего прогрессивного преобразования
человеческой жизни вне зависимости
от цивилизационного контекста. При
этом вольно или невольно упускалось
из виду то, что человечество не толь-
ко способно динамично изменяться
в процессе саморазвития, но что это
явление неразрывно связано с ис-
пользованием и на деле накопленного
исторического опыта, и свойственных
разным цивилизациям особенностей
традиционной и уникальной культу-
ры и религии — то есть неизменных
составляющих их духовной и матери-
альной жизни.
Это обстоятельство позволяет
говорить о фундаментальном осно-
вании исторических процессов —
иными словами, о цивилизационных
константах, которыми нельзя прене-
бречь, если речь идет о реализации
базовых философских законов «един-
ства и борьбы противоположностей»
и «отрицания отрицания» в процессах
строительства более прогрессивного,
демократического, гуманного и це-
лостного будущего.
Неустойчивое состояние всех
уровней современной миросистемы
имеет особенность, о которой поли-
тологи и общественные деятели стали
упоминать только в конце ХХ века.
Кризисы в международной политике
и мировой экономике, разрушитель-
ные локальные и мировые войны или
повсеместные общественные столкно-
вения и катастрофы случались и рань-
ше, но они не сопровождались столь
угрожающим ростом межцивилиза-
ционной напряженности.
Чрезмерное давление и агрессив-
ное проникновение Запада в тради-
ционные мусульманские регионы,
привели к тому, что первой в мировой
практике политической реакцией на
дестабилизацию межцивилизацион-
ных отношений стала декларация Ис-
ламского симпозиума, состоявшегося
в 1999 году в Тегеране. В ней предста-
вители глав государств и правительств
Организации Исламская Конферен-
ция выдвинули требование: устано-
вить диалог между цивилизациями,
который позволил бы создать условия
для более адекватного рассмотрения и
решения многих международных про-
блем. В декларации был намечен це-
лый ряд содержательных направлений
и проблем, международное обсужде-
ние которых остается актуальным по
сегодняшний день.
Президент Ирана
Мохаммад ХА-
ТАМИ
на рубеже веков заявил о не-
обходимости развития нового про-
екта, способного соревноваться и
Владимир ЯКУНИН
Президент Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций»*
* Статья подготовлена на основе выступления
В. Якунина на 10-й сессии Мирового обще-
ственного форума «Диалог цивилизаций»
4 октября 2012 года. Публикуется с сокраще-
ниями.
ноябрь 2012
Банки и деловой мир
7
позиция
Время
перемен