Стр. 119 - BDM_2012-12

Упрощенная HTML-версия

БДМ:
Как вы стали дирижером?
Как ни странно—это была детская меч-
та. С самых ранних лет родители брали
меня с собой на концерты, и я не помню
себя без музыки… Говорят, что в пер-
вый год жизни я засыпал только под
пластинку с первой частью симфонии
Калинникова. В детский сад я не ходил,
поэтому очень часто просиживал на ре-
петициях по очереди, сначала у папы, по-
том у мамы — и самые первые, детские
уроки дирижирования получил у мамы
в классе, когда она занималась со своими
студентами. Потом было знакомство с
выдающимся, абсолютно гениальным и
легендарным дирижером—руководите-
леморкестраСвердловскойфилармонии
МаркомИзраилевичемПаверманом. Ик
моменту поступления в школу желание
заниматься музыкой приобрело и впол-
не конкретные черты — желание стать
дирижером. Потомбылашкола,Москов-
ская консерватория, работа в оркестрах с
выдающимися дирижерамиинаконец—
почти одновременное приглашение на
работу в качестве ассистента дирижера в
театр Станиславского к Вольфу Михай-
ловичу Горелику (его спектакль «Лету-
чая мышь» — моя первая ассистентская
работа) и в Государственный оркестр к
моему профессору Василию Серафи-
мовичу Синайскому. Конечно, это был
подарок судьбы— начать дирижерскую
карьеру в оркестре, где немногим дири-
жерам удается ее закончить, легендар-
ном тогда Госоркестре СССР.
БДМ
: Какие качества необходимы для
этой профессии?
На самом деле — все из возможных…
Музыкант, педагог, воспитатель, худож-
ник, психолог, лидер—это все дирижер.
Кажущаясялегкостьпрофессиивводит в
заблуждение многих—это тяжелейший,
каторжный труд и ответственность.
Даже элементарноефизическое здоровье
тоже необходимо — за спектакль ты те-
ряешь три–четыре килограмма, каждый
концерт—два часа «спортивных» нагру-
зок, не считая эмоциональных и прочих
профессиональных.
БДМ:
Что дает вам музыка? Какое ме-
сто занимает в вашей жизни?
Как бы пафосно это ни прозвучало —
но музыка и есть жизнь в большей сте-
пени. Наверно, это особенность нашей
профессии. Мы не можем прийти с ра-
боты, «отключить» голову и больше об
этом не думать. У нас 24-часовой рабо-
чий день 365 дней в году.
БДМ:
Что вы считаете самым сложным
в своей работе?
Когда-то великий Мравинский сказал
знаменитую фразу: «В чем задача ди-
рижера? Создать атмосферу!» Навер-
ное, это самое сложное. Когда, выйдя к
любому оркестру—разному по уровню
исполнителей, по уровнюжизни, по ме-
сту проживания, даже по силе устало-
сти, — ты должен увлечь его, заразить
своей энергией, вдохновить и заставить
получать удовольствие даже от тысяч-
ного спектакля «Травиата» в последний
день пятимесячных гастролей… Это
очень важно — получать удовольствие,
испытывать радость от того, что ты де-
лаешь, ведь в конечном итоге публика
приходит в зал за чувствами, за эмоция-
ми, за счастьем — и мы должны им это
дать! И от дирижера в большей степени
зависит—приходит музыкант на сцену
или в оркестровую яму «на галеры», «на
фабрику» или приходит творить, играть
и музицировать…Как бы тебе самому в
этот момент ни было тяжело.
БДМ:
Есть ли, по-вашему, какие-то раз-
личия в работе с отечественными и
иностранными оркестрами?
Есть различия в самих оркестрах. В их
уровне (как профессиональном, так и
финансовом, в человеческом, в «музы-
кантском»). Но в принципах работы
различия нет. Мои дирижерские испол-
нительские требования одинаковы к
любому оркестру. Другое дело, что есть
множество нюансов в работе, часто не
связанных непосредственно с музыкой
(профсоюзы, регламенты и т.п.), и не
скажу, что вот в этих «побочных» ве-
щах все лучшее — на Западе… скорее
наоборот.
БДМ:
Что вам запомнилось из опыта
работы с выдающимися музыкантами
и певцами?
Мне очень повезло — я имел счастье и
возможность работать с величайшими
музыкантами ХХ века. Каждое обще-
ние — событие, школа и мастер-класс.
Пауль Бадура-Шкода, Елена Образцова,
Юрий Темирканов, Евгений Светланов,
Геннадий Рождественский, Вахтанг Ко-
хидзе, КуртМазур и многие, многие дру-
гие — это абсолютные небожители, и я
счастлив, что они есть в моей жизни.
БДМ:
Какого слушателя вы цените
больше всего?
Я бы сказал: слушателя с открытым
сердцем. Можно говорить о слушателе:
внимательный, воспитанный, умный,
образованный, но в большей степени
это и твоя задача как исполнителя —
воспитать зрителя, привлечь и удер-
жать его внимание, заинтересовать.
Концерт или спектакль — это диалог
исполнителя и слушателя от сердца к
сердцу. Мы отдаем свои эмоции, свою
страсть, свои нервы и капли крови, и
страшно, когда они разбиваются о ка-
менную стену. Бесчувственный зри-
тель — самый страшный.
БДМ:
Есть у вас свои, «личные»
­зрители?
Конечно, есть. В первую очередь и всег-
да — мои родители. Самые важные для
меня зрители. Я рад, что на мои спек-
такли приходит очень много людей,
друзей, близких по духу, тех, с кем мне
интересно общаться и делиться через
музыку своими чувствами и эмоциями.
И это не только и не столько профес-
сиональные музыканты — это и врачи,
и адвокаты, и танцоры, и банкиры, и
политики. И я счастлив, если на время
спектакля они забывают о своих про-
фессиях и проблемах и погружаются
в эту фантастическую сказку — театр.
Есть и еще одна категория зрителей, это
несколько очень важных для меня лю-
дей… Я говорю своим студентам: всег-
да должны быть люди в твоей жизни,
перед которыми может быть стыдно за
сделанное. Таким человеком для меня
была и остается мой Учитель, выдаю-
щийся профессор Московской Консер-
ватории — Татьяна Алексеевна Гайда-
мович. Ее нет уже почти 10 лет, но все
декабрь 2012
Банки и деловой мир
119
качество жизни:
География души