равно многое из того, что делаю, я как
бы проверяю ее отношением—а как бы
она к этому отнеслась, не было бы мне
неловко потом попасться ей на глаза?
Это своего рода дополнительный вну-
тренний цензор, как бы и еще совесть.
Мне кажется, это важно.
БДМ:
Какой музыкальный проект из
уже реализованных вы считаете для
себя самым успешным, самым полез-
ным для той аудитории, которой он
был адресован?
Я счастливый человек — люблю все,
что делаю, и не делаю того, что не лю-
блю. В наше время это едва ли не выс-
шая степень свободы (тьфу-тьфу-тьфу,
чтобы не сглазить). Каждый спектакль
и концерт важны. Именно с этим ощу-
щением нужно выходить на сцену. Из
сделанного за последнее время, пожа-
луй, есть два события.
Первое — премьера в прошлом се-
зоне оперыПрокофьева «Война и мир».
Это не просто грандиозный музыкаль-
ный проект, где занято неимоверное
число людей (только на сцене более 500
человек и около ста солистов), и дело не
в «датности» (200 лет со дня Бороди-
но)… Уже первые спектакли показали,
насколько наша публика, наш народ ис-
тосковались по истинным, настоящим
чувствам! Как-то затерлись и обесцени-
лись за последние годы такие слова, как
«родина», «патриотизм» (настоящие, а
не глянцево-показные). Слова поистре-
пались, а чувства — нерастраченные,
невостребованные — остались. Мы не
могли себе представить такой реакции
публики — зал вставал и аплодировал
уже просто при появлении на сцене
Кутузова!!! На клятву и финальный
народный хор — вставал! Фантастиче-
ские ощущения!
И второе —в нашем театре идут два
созданных по моей инициативе проек-
та для детей, абсолютно адресные: для
детей 4–8 лет, с Юлей Рутберг и Женей
Редько, — «Знакомство с оркестром»
и для тинейджеров 10–15 лет, с Арте-
мом Варгафтиком, — «Путеводитель
по оркестру». Это образовательные
программы, где детям рассказывает-
ся, что такое оркестр, что такое театр,
как нужно слушать музыку, как к ней
относиться… И все это делается про-
сто, увлекательно, интерактивно — как
модно сейчас говорить. Эти спектакли
безумно популярны, дети приходят по
нескольку раз, с фантастическим удо-
вольствием включаясь в процесс игры,
просят родителей прийти и на другие
спектакли театра…Но для меня это аб-
солютно «корыстный» проект—мы го-
товим и воспитываем нашего будущего
зрителя, думаем о том, кто придет к нам
в зал на спектакли через 5–10 лет…И о
том, какой это будет зритель. Вряд ли
дети, которых оркестр после исполне-
ния одного из номеров концерта побла-
годарил за то, что они так внимательно
и так сердечно слушали музыку (и ор-
кестр аплодирует этим детям), вряд ли
они, когда вырастут, будут за пять ми-
нут до конца спектакля, в момент смер-
ти Тоски или Чио-Чио-Сан, вызывать
такси по телефону — что, увы, случает-
ся в наши дни в зрительном зале …
БДМ:
А насколько вы «современны»
в других областях, скажем, в быту,
в своих финансах? Например, нра-
вятся ли вам принятые сейчас дис-
танционные формы банковского
обслуживания: возможность оплатить
с телефона подарок для друга, кото-
рый его тут же и получит?
Конечно, нравится, и я иногда этим
пользуюсь, хотя, признаться, достаточ-
но «старомоден» —все-таки предпочи-
таю писать письма перьевой ручкой, а
не отправлять по мейлу… Хотя и по-
нимаешь, что в наш век скоростей это
не всегда актуально, зато невыразимо
приятно.
БДМ:
Какой банковский продукт вы
бы придумали, имея полную свободу
воображения?
Право, не знаю. Я не так активно свя-
зан с банковской жизнью. Зато очень
рад, что мировые музыкальные из-
дательства стали принимать к оплате
российские банковские карты — чего
не было еще лет пять тому назад. Это
заметно облегчило нашу жизнь и сдела-
ло доступным для нас некую иллюзию
европейской музыкальной жизни.
БДМ:
Если бы была возможность
начать все сначала, вы что-нибудь
изменили бы в своей жизни?
Красивый и популярный ответ: нет,
ничего. Но, думаю, чаще всего такой
ответ — неправда. Какие-то вещи на-
чинаешь понимать только с возрастом
и опытом, что-то безвозвратно уходит.
Много времени было отдано «не на то»
и, возможно, это время было отнято от
общения с близкими и от профессии.
Но история не ведает сослагательного
наклонения, и, возможно, я тогда не
был бы самим собой…
Вопросы задавал
Алекс ГРОМОВ
120
Банки и деловой мир
декабрь 2012
качество жизни:
География души