Стр. 48 - BDM_2012-12

Упрощенная HTML-версия

Не хватает дыхания?
Трудно рассказывать о больших про-
ектах. И уж тем более о мегапроектах,
рассчитанных на годы и десятилетия.
Не то чтобы мы мечтать разучились —
не о мечтаниях речь. Просто за послед-
ние 20–30 лет бизнес привык к сприн-
терским дистанциям. Говоря умными
словами, возобладал спекулятивный
тренд, а если упростить суть дела, она
уложится в простую формулу: купил
дешево — продал дорого, и какие,
скажите на милость, тут открываются
стратегические горизонты?
С другой стороны, и деваться не-
куда — ресурсы-то все «короткие».
Сколько выходит нашжурнал, столько
и продолжается дискуссия о том, где
брать «длинные» деньги. И получает-
ся, что только у государства, потому
как иных долгосрочных ресурсов, во
всяком случае в России, нет и не пред-
видится. В других странах они вроде
бы есть: пенсионные, страховые, част-
ные, но и там вкладывать их не торо-
пятся. Или ищут все той же быстрой
отдачи: сегодня вложил — завтра уже
стрижешь купоны.
Словом, тоннель под Ла-Маншем
сегодня вряд ли кого соблазнишь стро-
ить — духу не хватит… И все-таки в
Милане обсуждали проект, много пре-
восходящий по масштабам и важности
такие программы, как евротоннель.
Что такое
коридор развития
Думаю, наши давние читатели пом-
нят несколько публикаций на эту
тему, в том числе и в нынешнем году.
Однако, наверное, стоит еще раз ска-
зать о некоторых особенностях идеи.
В данном случае речь идет не только
о транспортной ветке, пересекающей
континент с запада на восток, хотя эта
часть проекта — несущая. Но ключе-
вое слово здесь —
развитие
(недаром
в названии проекта оно дано латини-
цей, чтобы подчеркнуть глобальное
его значение). Потому что вдоль же-
лезнодорожной ветки, на многие ки-
лометры в обе стороны от нее, будут
строить города и поселки, научные ин-
ституты и заводы, школы и клиники,
спорткомплексы и торговые центры—
словом, все то, что нужно человеку для
жизни, здесь и сейчас.
Эка невидаль, скажет скептик, при-
мерно то же предполагалось и вдоль
БАМа, а что получилось? Как человек,
в тамошних местах не раз бывавший,
отвечу, что, во-первых, проект БАМа
не сам по себе угас, а был сознательно
закопан, а во-вторых, сделайте поправ-
ку на время. В ту пору молодежь ехала
на «стройку века» не столько за роман-
тикой, сколько за жильем. И жили в
Беркаките или Тынде в основном
строители. Освоение природных бо-
гатств этой части Сибири оставляли
«на потом», а о высоких технологиях в
краях вечной мерзлоты даже и не по-
мышляли. А позже, когда сосредото-
чились на нефти и газе, hi-tech и вовсе
не нужен стал. Впрочем, справедли-
вости ради вспомним и более ранние
времена, когда амбициозные молодые
люди ехали туда, где создавался ново-
сибирский Академгородок — вот там
с высокими технологиями все было в
порядке, хотя термин этот еще никто
не употреблял…
Но вернемся к проекту. Если попы-
таться в нескольких словах выразить
его суть, то он предполагает создание
своего рода Силиконовой долины
протяженностью в сотни и тысячи
километров. Не «точка на карте», не
коридор даже, а целый пояс. К слову
сказать, участники конференции со-
гласились на том, что термин «пояс
развития» точнее выражает направ-
ленность и масштабы проекта.
Не тупик,
а
перспектива
На прошедшей 7–8 ноября в Милане конференции ее
­участники заглядывали далеко в будущее. И тем не менее крепко
стояли на сегодняшней земле — потому что идея Трансевразийского
коридора Razvitie хоть и направлена в долгосрочную перспективу,
но истоки берет в нынешней реальности.
48
Банки и деловой мир
декабрь 2012
Без границ:
Перспективы