Стр. 49 - BDM_2012-12

Упрощенная HTML-версия

Зачем это нужно России?
Вообще-то мотивы лежат на поверхно-
сти. Начиная с того, что в нашей стра-
не наблюдается чудовищный перекос в
заселении. В московской агломерации
живет нынче уже каждый десятый
россиянин, не считая гастарбайтеров,
зато в восточной части, за Уралом, на-
селение все убывает. По мере вопло-
щения проекта становится реальным
перезаселение обширных российских
территорий. Когда-то из европейской
части шли эшелоны на освоение Даль-
него Востока, но в ту пору ставка дела-
лась на энтузиазм, сейчас предлагается
совсем иная мотивация: интересная
работа, комфортный быт, а главное —
перспектива. Какая, спросите вы?
А вот это второй момент. Во всем
мире признают, что в России обре-
таются самые светлые мозги. Наши
ученые и конструкторы умеют при-
думывать замечательные идеи, но
дальше — пробуксовка. Подложить
под эту идею технологию, а тем более
коммерциализировать ее —не получа-
ется. Это не от глупости, просто так уж
сложились условия. Немецкий ученый
Джонатан ТАННЕНБАУМ
в одной из
своих статей
1
приводит показательный
пример. Советский лазерный физик
Федор
КАРПУШКО
, приехав в свое
время в Германию, основал вместе с
двумя коллегами маленькую фирму,
которая расположилась на первом
этаже завода MTS.factory. Сегодня
компания Klastech — ведущий миро-
вой производитель твердотельных ла-
зеров, а сам профессор — обладатель
двадцати патентов в области лазеров и
фотоники. Что понадобилось для успе-
ха? Во-первых, как пишет автор статьи,
стартовая поддержка немецкого пра-
вительства, а во-вторых — те возмож-
ности, которые предоставил завод.
Но разве обязательно ехать в дру-
гую страну, чтобы реализовать свои
идеи и знания? Хотелось бы прервать
эту не слишком хорошую для России
1
ДжонатанТанненбаум. «Видение европейско-
российского сотрудничества в целях созда-
ния новых высокотехнологичных отраслей
в контексте развития Трансевразийского ко-
ридора», 2012.
Цель — развитие континента
М
ы подошли к этой конферен-
ции не с пустыми руками.
Многие из нас разрабатывали кон-
кретные темы по линии Мирово-
го общественного форума «Диалог
цивилизаций», на экономических
конференциях в Евросоюзе и США.
Но не могли нащупать то объеди-
няющее, что позволило бы выйти на
проект, позволяющий глобальной
экономике преодолеть кризис.
Его, как известно, уже называют
не финансовым и не экономическим,
а системным кризисом глобальной
экономики. По нашему мнению, это
также кризис цивилизационный,
интеллектуальный и нравственный.
Хотел бы особо подчеркнуть разни-
цу между моралью и нравственно-
стью (на английский, к сожалению,
эта категория не переводится). Если
моральным является все, что не за-
прещено законом, то нравствен-
ным — когда гражданин и общество
добровольно накладывают на себя
ограничения, исходя из высоких ду-
ховных ценностей.
Сегодня уже признано, что обыч-
ные рецепты борьбы с кризисом —
сокращайте бюджетные расходы,
и все будет хорошо — не работают.
В последнем отчете МВФ признал,
что в период кризиса государствен-
ные инвестиции могут сыграть важ-
ную роль, более того — стать не-
обходимыми. Еще год назад любой
человек за такую фразу был бы под-
вергнут анафеме. Но сегодня это —
реальность, равно как и признание,
что приватизация не является па-
нацеей от стагнации в экономиках
переходного периода.
Эти важные новации мир извлек
из уроков кризиса. Мы считаем так-
же, что прагматическое понимание
диалога цивилизаций — как ин-
струмента совместного преодоле-
ния кризисных явлений — является
нравственной основой дальнейшей
работы. Требуя, в частности, от-
казаться от нормы, когда сильный
потребляет больше, чем ему необхо-
димо, в то время как слабый не спосо-
бен себя даже прокормить. В том же
ряду — все более четкий водораздел
между капиталом спекулятивным и
капиталом, который направляется
в реальный сектор и действительно
обеспечивает экономическое разви-
тие. Забвение этого различия позво-
лило надуться глобальному «пузы-
рю» и привело мир к кризису.
Как вариант выхода из него наша
конференция предлагает проект
Трансевразийского пояса Razvitie.
Не просто транспортный коридор,
а комплексное развитие огромных
территорий, в которых сосредото-
чены интеллектуальные ресурсы
общества и природные богатства.
Суть проекта —производство обще-
ственного богатства в интересах всех
участников. Инфраструктура пояса
должна опираться на новые техно-
промышленные и социокультурные
уклады и учитывать особенности
развития стран-участниц. Это требу-
ет прихода реальных капиталов и со-
трудничества различных государств
в достижении единой цели — Евро-
Азиатского развития и формирова-
ния его новой парадигмы.
Владимир
­ЯКУНИН
Президент
ОАО «РЖД»*
* Фрагмент выступления на конференции
«Трансевразийский коридор Razvitie: но-
вое измерение сотрудничества», прошед-
шей в Милане 7–8 ноября 2012 года.
декабрь 2012
Банки и деловой мир
49
Без границ:
Перспективы