Стратегия глобального масштаба
О
громная инфраструктура, подоб-
ная Трансевразийскому коридо-
ру, имеет все основания, потенциал и
претензии на восстановление поте-
рянного и заброшенного направления
мирового развития — связи между
Атлантикой и Тихим океаном.
Нет нужды вспоминать теорию,
для того чтобы понять: инфраструк-
тура оказывает огромное влияние на
развитие территорий — способству-
ет их доступности для предприятий
и людей из различных регионов, по-
зволяя им выбирать и принимать ре-
шение о переезде или перемещении
предприятий.
Инфраструктура, особенно же-
лезных дорог, обеспечивающая связь
на дальних расстояниях, в определен-
ном смысле является позвоночным
столбом развития в целом. Вспом-
ним роль железных дорог в развитии
США: именно благодаря им появля-
лись новые города и производствен-
ные центры. Восточная часть США,
скорее всего, не располагала бы сегод-
няшним уровнем развития, если бы
не железные дороги, пересекающие
страну с востока на запад.
Почему бы и нам при реализа-
ции нашей идеи Трансевразийского
коридора не воспользоваться потен-
циалом этого успешного проекта?
Конечно же, есть определенные усло-
вия: невозможно представить, чтобы
железнодорожные вагоны с товаром,
идущие из Юго-Восточной Азии в
Центральную Европу, проделывали
бы этот путь без остановок. Если бы
они не останавливались, можно было
бы проверить на практике то, что на-
зывают «эффектом туннеля» —когда
территории, через которые проходит
железная дорога, не могут воспользо-
ваться ее преимуществами.
Преимущества «проходящая» ин-
фраструктура дает, только если имеет
развитую «капиллярную» структуру,
достаточно боковых ответвлений,
то есть когда на всем протяжении
маршрута есть не только остановки,
но и локальные системы подпитки
основной транспортной артерии.
Это очень важный момент: о «ко-
ридоре» имеет смысл говорить в той
концепции, которая сейчас использу-
ется в Евросоюзе, — так называемые
трансевропейские системы транспор-
тировки, демонстрирующие необхо-
димость интеграции транспортных
систем и инфраструктуры на даль-
них, средних и близких расстояниях.
Одним из условий политики со-
вместного участия, необходимой для
поддержания работоспособности
«коридора», является создание раз-
ветвленной сети железнодорожного
сообщения и развитие территорий. С
этой точки зрения, одной из миссий
большого и протяженного маршру-
та «коридора», главным образом в
его азиатской части, становится ис-
пользование, изучение и оценка бо-
гатейших природных ресурсов этих
территорий. Это касается не только
горнодобывающейпромышленности,
но и использования водных ресурсов
в энергетике, фундаментальных для
инфраструктуры на дальних рас-
стояниях. Создание мощной инфра-
структуры включает в себя не только
прокладку железнодорожного полот-
на, но и обеспечение транспортны-
ми средствами, энергосистемами —
поэтому такого рода проекты весьма
интересны предпринимателям.
Мы говорим не только о страте-
гии и не только о путях финансиро-
вания огромной инфраструктуры, но
и о путях ее создания. И если мы не
обладаем достаточными знаниями
в этой области или нет интеграции
между различными участками же-
лезнодорожной цепочки, результат
будет нулевым.
Затрону тему, предопределяющую
осуществимость проекта, подобного
Трансевразийскому коридору: во-
прос финансирования. В наши за-
дачи входит не только перенос ак-
цента, предопределяющего развитие
территории, с финансового аспекта
(то есть циркуляции ресурсов) — на
производство и воспроизводство ре-
сурсов. Перед нами стоит не только
проблема привлечения потока фи-
нансовых инвестиций в традицион-
ный производственный сектор—мы
не хотим делать шаг назад. Мы хотим
и должны создать производство на
более приемлемых условиях, чем
прежде. Размер финансового уча-
стия позволяет создавать развитые
инфраструктуры, удовлетворяющие
всем требованиям в области защиты
окружающей среды и экологии.
В настоящее время на кафедрах
Университета Боккони активно из-
учают и развивают многочисленные
инновационные методы финанси-
рования крупных инфраструктур.
В Италии мы сталкиваемся с про-
блемой, которая наблюдается и на
общеевропейском и межконтинен-
тальном уровнях, — это нехватка
природных ресурсов. Вероятно, в
России эта проблема стоит менее
остро, но привлечение частных ин-
весторов делает возможным реа-
лизацию подобных проектов. Я не
имею в виду лишь давно известные
формулы финансирования проектов
или государственно-частного пар-
тнерства, то есть консолидированные
формы и модели финансового уча-
стия и производства услуг на основе
государственно-частного долево-
го участия. Хотел бы упомянуть
▶
Ланфранко
СЕНН
директор Центра
исследований
по региональной
экономике, транс-
порту и туризму
Университета
им. Л. Боккони*
* Фрагмент из выступления на конферен-
ции «Трансевразийский коридор Razvitie.
Миланский этап: новое измерение сотруд-
ничества», прошедшей в Милане 7–8 ноя-
бря 2012 года.
54
Банки и деловой мир
декабрь 2012
Без границ:
Перспективы