▶
формы территориальной оценки,
которые могли бы вызвать большой
интерес к будущему Трансевразий-
скому коридору. У Италии есть опыт
так называемого удержания ценно-
сти территории. Если на территории
создана инфраструктура со стан-
циями, необходимыми подъездны-
ми путями, производится оценка
данной территории, и владельцы
земли, государственные органы, по-
лучающие с них налоги, начинают
получать доход, который не был бы
возможен в случае отсутствия дан-
ной инфраструктуры. Нам необхо-
димо действовать виртуозно, чтобы
удерживать стоимость, созданную
инфраструктурой, и направить ее
на развитие самой инфраструктуры.
Это позволит финансировать ин-
фраструктуры, стоимость которых
при отсутствии подобных механиз-
мов была бы огромной, и, вероятно,
они вообще не могли бы быть реали-
зованы. В ходе дискуссии мы будем
говорить о том, как практику исполь-
зования производственных цепочек
в области железных дорог можно
применить для оценки и финанси-
рования инновационного развития
инфраструктуры. Это позволит по
кирпичику, по камешку сложить кон-
струкцию, которая для меня являет-
ся не просто «крайне амбициозным»
проектом, но вектором и стратегией
глобального масштаба.
Миланский меморандум
О
дна из важнейших проблем продол-
жающегося мирового финансового
кризиса состоит в отсутствии глобальных
инициатив, которые могли бы открыть но-
вые горизонты и дать возможность пе-
рейти от спада и бюджетного дефицита
к совместному планированию развития.
Отсутствует локомотив, вытаскивающий
мировые экономики из рецессии.
В связи с этим конференция «Транс-
евразийский коридор Razvitie. Милан-
ский этап: новое измерение сотрудни-
чества», которая состоялась 7–8 ноября
2012 года в Университете Боккони в
Милане, открывает новые перспективы
российско-итальянского и российско-
европейского сотрудничества. Одна из
главных стратегий сотрудничества — это
обеспечение новой индустриализации
на огромном евразийском материке и
преодоление финансиализации миро-
вой экономики. Этот проект является
важным шагом в процессе европейско-
российского сотрудничества и должен
быть основан на тесном диалоге между
Европейским союзом и формирующимся
Евразийском союзом.
Идея Трансевразийского пояса (ко-
ридора, оси) Razvitie (ТПR) противо-
поставляется традиционной линейной
парадигме роста. Слово Razvitie (англ.
development) означает здесь создание
макрорегионального полюса генерации
общественного богатства на основе но-
вой платформыпроизводства и потребле-
ния новых товаров, услуг и технологий.
Формирование такой макрорегиональ-
ной системы должно концентрироваться
вокруг инфраструктурного проекта TПR,
объединяющего экономики Европы (осо-
бенно Италии), России и стран Азии (Ка-
захстан, Китай, Япония, Корея).
Суть проекта ТПR состоит в перехо-
де к новому технопромышленному и со-
циокультурному укладу (новые институты
потребления, накопления, обмена, новые
стили жизни) через механизм пилотных
проектов и отдельных соглашений на
том континентально-евразийском про-
странстве, которое включает Италию,
Казахстан и континентальную Россию с
выходом на тихоокеанское побережье.
Трансевразийский пояс Razvitie
представляет собой мультимодальную
инфраструктуру, включающую в себя
транспортную, энергетическую, инфор-
мационную и водную инфраструктуры. Ее
создание будет сопровождаться развити-
ем новых научных центров и городов, а
также появлением новых рабочих мест.
Реализация подобного инфраструк-
турного мегапроекта предполагает
использование принципиально новых
финансовых и институциональных ме-
ханизмов, прежде всего инструментов
международных долгосрочных инвести-
ций, разработанных Клубом долгосроч-
ных инвесторов при активном участии
одного из членов клуба — «Каза депо-
зити и престити».
Необходимо также рассмотреть соз-
дание других институтов и агентств для
внедрения проекта TПR, таких как:
Фонд фондов
•
Трансевразийского
пояса Razvitie для анализа рисков,
привлечения инвестиций и обеспе-
чения финансирования возможных
пилотных проектов.
Метапромышленное проектное
•
агентство
как главная организацион-
ная структура для координации реали-
зации мегапроекта ТПR.
Очень важным шагом для продолже-
ния работы, которая была начата на этой
конференции в Италии, является выде-
ление ключевых инфраструктурных про-
ектов, которые могут рассматриваться и
как основа, и как первые шаги практиче-
ской реализации проекта ТПR.
Среди критериев отбора этих про-
ектов необходимо в первую очередь
выделить те, которые относятся одно-
временно к итальянской и российской
экономике и касаются отдельных инфра-
структурных систем, систем транспорта
(в частности, высокоскоростного) и сла-
боразвитых территорий.
Для начала практической реализа-
ции планов, основанных на всем спек-
тре идей и концепций, представленных
на конференции, мы предлагаем осно-
вать Метапромышленное проектное
агентство. Это агентство могло бы в
короткие сроки разработать совместно
с представителями российской и ита-
льянской стороны программу изучения
и разработки ресурсов, условий, инсти-
туциональных инструментов для опре-
деления главных принципов и перечня
пилотных проектов Трансевразийского
пояса Razvitie.
* Принят 8 ноября в Милане по итогам конфе-
ренции «Трансевразийский коридор Razvitie.
Миланский этап: новое измерение сотрудни-
чества».
декабрь 2012
Банки и деловой мир
55
Без границ:
Перспективы