среднем— 88% , в Соединенном Коро-
левстве — 98%, а в США — 103%.
Зато ВВП на душу населения в стра-
нах Восточно-Азиатского региона го-
раздониже, чемвразвитых экономиках,
и это — огромный неиспользованный
потенциал развития. Закономерно, что
доля азиатских и восточноевропейских
стран в мировой экономике быстро
увеличивается. Если в 1970 году она со-
ставляла около 23% от мирового ВВП,
то в 2010-м выросла до 35%, в то время
как доля развитых экономик снизилась
с 61 до 47%. В долгосрочных прогнозах
на 2050 год на долю восточноевропей-
ских стран и развивающихся азиатских
экономик приходится уже 55% от ми-
рового ВВП. Особенно если учесть, что
экономики этих стран характеризуются
высоким уровнем сбережений, а также
интенсивной динамикой новых инве-
стиций. Их объем в эту зону в 2011 году
составил 49% от общего уровня миро-
вых инвестиций.
Таким образом, речь в проекте
идет о создании взаимоувязанных
инфраструктур, которые могли бы
задействовать нетрадиционные фор-
мы сотрудничества и взаимообмена
между территориями, обладающими
большим потенциалом и различиями
в уровне их развития, что открывает
огромные возможности для их роста,
выравнивания уровня развития и бла-
госостояния. При этом предусматри-
вается приоритетность инвестиций в
наиболее важные области, необходи-
мые для будущего всего человечества:
начиная от энергетики и транспор-
та — до логистического снабжения,
управления водными ресурсами, ис-
следования и развития технологий, а
также распространения инноваций.
В этом особая значимость и достоин-
ства проекта. Но здесь же коренятся и
очень трудные задачи, которые пред-
стоит решить.
Очевидно, что проект такого уров-
ня требует четкого распределения
целей на наднациональном уровне,
решений и политической воли, ко-
торым совместно должны следовать
разные страны, их правительства и
экономики. В связи с этим во главу
угла неизбежно встанет задача фи-
нансирования. И не только потому,
что для эффективного использования
инвестиций необходимо будет задей-
ствовать системы, которые существен-
но различаются с точки зрения их
финансовой структуры, нормативно-
регулирующей и правовой базы. Такие
инвестиции в обязательном порядке
должны включать как государствен-
ные ресурсы, так и частные. Для этого
странам Западной Европы необходи-
мо преодолеть препятствие, связанное
с долгосрочной политикой «налогово-
бюджетной консолидации» — обяза-
тельством, которое они взяли на себя
перед частным капиталом. А частный
капитал, естественно, должен, прежде
всего, увидеть в проекте уровень при-
были и гарантированную доходность
от подобного рода инвестиций.
И все же я полагаю, что амбициоз-
ность и грандиозность проекта может
стать толчком для смены устоявшейся
январь–февраль 2013
Банки и деловой мир
25
Без границ
Реклама