Стр. 26 - BDM_2013-01-02

Упрощенная HTML-версия

парадигмы развития. Кризис, длящий-
ся гораздо дольше, чем все мы ожида-
ли, подталкивает нас к реализации
этого проекта. Становится все более
очевидным, что преодолеть кризис
невозможно без потрясений и пере-
осмысления самой модели развития,
без пересмотра качества и методов ра-
боты финансовой структуры капита-
листической системы, установивших-
ся в странах с развитой экономикой в
минувшие десятилетия.
Модель развития, основанная на
глобализированной финансовой си-
стеме, которая задумывалась как ин-
струмент, создающий благосостояние
и богатства для всех или некоторых
стран, на самом деле бьет по самым
слабым и незащищенным. Уровень
восприятия риска и недобросовест-
ность экономических игроков привели
к обману, к разрыву между финансо-
выми потоками и реальной экономи-
кой—производством товаров и услуг,
где, в конечном итоге, и создаются но-
вые богатства, где находится источник
роста благосостояния, перераспреде-
ления ресурсов и социальной спло-
ченности общества.
Финансовая деятельность, которая
изначально планировалась для соз-
дания механизма обдуманного рас-
пределения ресурсов и рисков внутри
экономической системы, приобрела
доминирующую роль и стала самодо-
статочной, не связанной с производ-
ством товаров и услуг, которые должна
была бы представлять и обслуживать.
Более того, она рассчитана, как прави-
ло, на краткосрочный период, что вы-
звало тенденцию краткосрочного пла-
нирования. Предпринятые в кризис
попытки противостоять ей, создать
определенный регламент и правила за-
частую лишь усилили эту тенденцию.
А в финансовых системах, основанных
на инновационных механизмах, она
приобрела повсеместный характер —
например, в случае своп-контрактов,
а также в спекулятивных действиях,
которые увеличили волатильность фи-
нансовых рынков и привели к созда-
нию отрицательного проциклического
эффекта в реальной экономике.
Традиционный взгляд, основан-
ный на долгосрочном планировании,
на принципах сбалансированного
умеренного роста и на инвестициях,
создающих положительный эффект
для экономики и ее субъектов в долго-
срочной перспективе, был отставлен в
сторону. Сегодня он воспринимается
как признак «недостаточного культур-
ного уровня», не позволяющего уви-
деть все перспективы от применения
инноваций и новой финансовой поли-
тики. В мире, где миф о быстрой обо-
рачиваемости инвестиций с исполь-
зованием спекулятивных методов, а
также их окупаемости в кратчайшие
сроки приобрел главенствующую
роль, утрачена стратегическая уста-
новка — как на уровне микро-, так
и на уровне макроэкономики, как на
уровне законодательства, так и на
уровне финансов.
Но краткосрочные инвестиции,
как известно, не способствуют на-
коплению богатств и производитель-
ности экономической системы в бу-
дущем. Совершенно ясно, что нам
необходимо вернуться к планиро-
ванию роста в долгосрочном перио-
де — с учетом положения в реальном
секторе ­экономики, уровня производ-
ства товаров и услуг, уровня благосо-
стояния и обслуживания населения.
Для создания сильной и устойчивой
системы финансы должны вернуться
к своей роли обслуживающего меха-
низма реальной экономики. И с этой
точки зрения нам необходимы про-
екты, нацеленные на долгосрочный
продолжительный период, амбициоз-
ные проекты, которые могут быть реа-
лизованы посредством долгосрочных
инвестиций, дающие ценные преиму-
щества обширным регионам нашей
планеты, если не всему миру в целом.
Хочу напомнить, что в самом нача-
ле кризиса важным решением встречи
«Большой двадцатки» вПитсбурге ста-
ло признание необходимости устой-
чивого, продолжительного и сбалан-
сированного роста экономики. Была
упомянута также необходимость дол-
госрочных инвестиций. Однако никто
не последовал этим ­рекомендациям.
Напротив, в работе международных
регулирующих ­органов возникла
устойчивая тенденция, нацеленная
не на обеспечение сбалансирован-
ного и умеренного роста экономики,
а на серию мер по предотвращению
финансового кризиса и на гарантию
финансовой стабильности преимуще-
ственно проциклического характера,
что привело к усилению дисбаланса и
действиям, препятствующим эконо-
мическому росту.
И все же жизнь берет свое, и в по-
следнее время появились сигналы из-
менений в верном направлении. На
общеевропейском уровне комиссия
ЕС начала консультации по теме «Зе-
леная книга» (Green Paper), в кото-
рой должна быть представлена серия
предложений по созданию, с одной
стороны, нормативно-правовой базы,
а с другой — новых механизмов сти-
мулирования и поддержания роста
инвестиционного финансирования в
долгосрочном периоде.
Россия, председательствующая
на встрече «Большой двадцатки»,
заявила о своей заинтересованности
в обсуждении вопроса о долгосроч-
ных инвестициях и методах создания
правовой базы, более благоприятной
по отношению к долгосрочным инве-
стициям. Эти темы станут основными
на заседании G20 в 2013 году. А пред-
седательство России в этой организа-
ции может сформировать уникальную
возможность для установления ста-
бильного диалога на международном
уровне по этой тематике.
Нарастает внимание и понимание
необходимости возврата на путь сба-
лансированного соотношения между
финансовыми потоками и реальной
экономикой. В связи с этим я полагаю,
что, помимо создания регулирующей
правовой базы и появления иннова-
ционных механизмов, назрела необ-
ходимость в реализации таких круп-
ных проектов, как «Трансевразийский
пояс RAZVITIE». Их задача — стиму-
лировать новые механизмы между-
народного сотрудничества на основе
устойчивого, сбалансированного и
продолжительного роста.
26
Банки и деловой мир
январь–февраль 2013
Без границ