Б
юджет–2013 сверстан с небольшим дефицитом —
0,8% ВВП (для сравнения: за 11 месяцев прошлого
года дефицит оценивался в 0,25%). Но уже в 2014
году «дырка» между доходами и расходами, по плану, со-
кратится до 0,2% ВВП, а в 2015-м и вовсе «залатается» —
бюджет выйдет в ноль. Так что за макростабильность казны
можно не переживать.
Главный кит, на которого опирается доходная часть
бюджета, — поступления от сырьевого сектора. По расче-
там Центра макроэкономического анализа и краткосроч-
ного прогнозирования, в 2013 году их доля составит 49,9%
(в 2012-м — 53,9%), а к 2015 году снизится до 48,1%. Не-
которая тенденция к снижению сырьевой составляющей
бюджета, безусловно, просматривается, но говорить о кар-
динальной отмене его зависимости от «нефтяной иглы» не
приходится.
Бюджет–2013 был анонсирован властями как социаль-
ный. Однако анализ динамики расходов по конкретным
статьям ставит под сомнение эту декларацию.
Бюджет при погонах
Из всех расходов бюджета в 2013 году (13,4 триллиона руб
лей) около трети пойдет на нужды национальной обороны и
безопасности. Именно расходыпо статье «Национальная без-
опасность» вырастут, по сравнению с 2012 годом, существен-
нее всех остальных — на 25,8%. Одновременно значительно
(самый серьезный в бюджете секвестр) сократятся расходы
на здравоохранение (–8,7%), на образование (2,8%), на куль-
туру и кинематографию (2,5%), на физическую культуру и
спорт (2,6%), на средства массовой информации (6,6%).
Астрономическую милитаризацию бюджета финансо-
вые чиновники объясняют нуждами принятой в 2011 году
государственной программы вооружения, предложенной
Минобороны и предусматривающей до 2020 года вли-
вания в размере 20 триллионов рублей. Одновременно в
2013 году будут значительно повышены зарплаты военным.
«В результате денежное довольствие всех военнослужа-
щих и приравненных к ним лиц будет поднято на уровень,
значительно превышающий средний по экономике в стра-
не»
, — говорится в «Основных направлениях бюджетной
политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015
годов» — документе, обнародованном Минфином еще в
июле и представляющем собой нечто вроде развернутого
комментария к бюджету.
Никто не спорит, реформа армии, ее перевооружение,
улучшение материального положения военных — дело
важное и нужное. Разногласия сторонников и оппонен-
тов «накачивания оборонки» — в цене вопроса. Пред-
ставители военного лобби, например, утверждают, что
на решение поставленных задач требуется не 20, а все 60
триллионов. А экс-министр финансов
Алексей КУДРИН
считает, что расходы
на оборонную и правоохранительную
деятельность
«чрезвычайно завышены»
(по некоторым сведениям, именно не-
достаточная лояльность к силовикам в
свое время стоила ему высокого кресла).
«Причем не просто увеличены расходы, а
просто неэффективные расходы,
— пояснил он журнали-
стам сразу после подписания бюджета. —
Несколько лет
назад решили увеличить оборонный заказ в четыре раза.
При этом не был сделан экономический расчет по расшире-
нию рабочей силы, производственных мощностей. И это не
просто чрезмерное увеличение
(расходов. — БДМ),
но это
существенно ограничивает расширение других отраслей»
.
А несколькими месяцами ранее в одном из радиоэфиров
Развитие
в кубышке
Жить будем стабильно, но без ощутимого движения вперед.
Во всяком случае, принятый в декабре закон «О федеральном бюджете
на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не предусматри-
вает прорывных бюджетных инвестиций в экономику.
70
Банки и деловой мир
январь–февраль 2013
анализ:
Макроэкономика