быстро растут. К тому же активное развитие потребитель-
ского кредитования привело к ослаблению требований
банков к заемщикам, и кредитным институтам все слож-
нее становится поддерживать низкий уровень риска по
выдаваемым кредитам.
Лизинговые компании в срочном порядке занялись вы-
страиванием риск-менеджмента после кризиса 2008 года.
Процесс до сих пор идет очень активно. Так, если в 2010
году обособленными подразделениями по управления
рисками обладали 50% компаний, то к началу 2013 года —
уже 70%. Наиболее развиты процедуры управления риска-
ми в компаниях-«дочках» банков. Они могут заимствовать
у материнской структуры нормативные документы и опыт
организации процессов.
Практика контроля над рисками в управляющих
компаниях почти не изменилась, отмечается в исследо-
вании «Эксперта РА». Наиболее развитые системы риск-
менеджмента отмечают у управляющих, которые специа-
лизируются на работе с пенсионными фондами. В самих
негосударственных пенсионных фондах системы управ-
ления рисками налажены хуже. И хотя позитивные из-
менения происходят, средний уровень риск-менеджмента
остается невысоким. Лучше обстоят дела в тех фондах,
учредителями или связанными сторонами в которых явля-
ются крупные банки или инвестиционные компании, — в
таких случаях управление рисками передается им на аут-
сорсинг. Это отчасти решает проблему контроля над уров-
нем опасности, но порождает другую — конфликта инте-
ресов. Совсем небольшие НПФ из соображений экономии
передают функции риск-менеджмента управляющим ком-
паниям. Это тоже выход, но взаимодействие фондов и УК
часто происходит неформально, что чревато проблемами
при возникновении спорных ситуаций. В 2011 году пен-
сионные фонды совместно с «Экспертом РА» разработали
отраслевые стандарты риск-менеджмента, но эти правила
носят рекомендательный характер.
Хуже всего дело с риск-менеджментом обстоит у стра-
ховщиков. Развитие этого направления происходит мед-
ленно и скорее «на интуитивном уровне», указывают
специалисты. У подавляющего большинства страховых
компаний нет четкого видения системы управления ри-
сками. Лишь у двух с небольшим десятков компаний есть
отдельные документы, где прописаны подходы по управле-
нию рисками, еще в 70–80 институтах некоторые положе-
ния по управлению рисками вписаны в общие регламенты
деятельности.
Но главная беда, общая для всех финансовых институ-
тов, состоит в том, что даже наличие подразделения либо
регламента риск-менеджмента зачастую не гарантирует ре-
ального снижения рисков. Эти подразделения или отдель-
ные специалисты, как правило, бесправны и иерархически
зависят от тех, кто принимает решения относительно той
или иной операции. Их выводы часто игнорируют.
Как видим, участникам финансового рынка еще есть
над чем работать.
МЕГАожидания
Основными драйверами этого процесса в ближайшее вре-
мя, по мнению
Павла МИТРОФАНОВА
, будут развитие
отраслевой стандартизации и ожидание появления на фи-
нансовом рынке мегарегулятора.
Идея создания такой структуры витала около полуто-
ра десятков лет, но обсуждалась как абстрактная. И вдруг
осенью прошлого года получила вполне конкретное разви-
тие. Институт, который станет выполнять функции надзо-
ра и контроля в отношении всех участников финансового
рынка, будет создан на базе Банка России.
Пожалуй, спокойно восприняли эту новость только
представители банковского сектора: они с этим регуля-
тором, пока еще не «мега», хорошо знакомы.
«Появление
мегарегулятора заметят только банковские группы, у
которых есть инвестиционные подразделения, а потому
март 2013
Банки и деловой мир
19
события и комментарии