американцев. Во время Великой депрессии люди, поте-
рявшие работу, вовлекались в государственные инициа-
тивы по строительству дорог. В итоге одним выстрелом
были убиты два зайца — и социальные проблемы стра-
ны были решены, и дороги построены. По этим дорогам
американцы ездят до сих пор, во многом они стали за-
логом будущего процветания США. Строительство дорог
дает мультипликативный эффект развития территории:
улучшение транспортной доступности — снижение из-
держек — повышение инвестиционной привлекательно-
сти — развитие бизнеса — увеличение налогооблагаемой
базы — рост уровня и качества жиз-
ни. Почему-то эта очевидная для всех
цепочка пока не очень привлекает ру-
ководство страны.
На мой взгляд, у нас отсутствует
единый и систематизированный ин-
струмент государственной кредитной,
страховой и гарантийной поддержки отечественного про-
изводителя. Различные стратегии и федеральные целевые
программы разрознены и не приведены к единому знаме-
нателю. В результате часто хорошие проекты, в том числе
ориентированные на экспорт, терпят поражение в между-
народных тендерах. А участие в международных масштаб-
ных проектах отечественных производителей — это и есть
те самые точки роста.
3
Прошлогодний всплеск потребительского кредито-
вания не стал стимулом для промышленного роста
в связи с тем, что внутренний спрос удовлетворяется им-
портными (в частности, китайскими) товарами. Нужно
признать, зарубежная продукция во многом более кон-
курентоспособна, чем российская, — либо в силу более
высокого качества иностранных товаров, либо по при-
чине их более доступной цены. К тому же недостаточно
выдать населению кредиты, чтобы автоматически начало
развиваться промышленное производство. Этот процесс
несколько отложен по времени.
Своего рода шоковой терапией для нашей экономики,
надеюсь, станет вступление России в ВТО. Для бизнес-
сообщества это открытие новых возможностей, перспекти-
вы выхода на новые рынки сбыта, снижение (а в некоторых
случаях и снятие) экспортных пошлин, получение доступа
к дешевым зарубежным финансовым ресурсам, товарам,
комплектующим. Хотя, конечно, вступление в ВТО — это
не только новые возможности, связанные с внешнеэко-
номической деятельностью, но и угрозы для внутреннего
рынка. Не все отечественные предприятия выдержат кон-
куренцию с западными производителями при снижении
пошлин на ввоз в страну импортных товаров. Но работа
в условиях жесткой конкуренции должна стать стимулом
для развития российского бизнеса, повышения произво-
дительности труда и его качества, очищения рынка от не-
эффективных предприятий.
4
Для роста экономики необходимо не просто расши-
рение банковского кредитования, а снижение кре-
дитных ставок, смягчение других условий кредитования,
например, развитие институтов проектного, долгосрочно-
го финансирования.
И главное по всем вопросам: для реализации всех бла-
гих начинаний и инициатив нужно разработать процедуру
жесткого контроля и индивидуальной ответственности тех
лиц, которые будут воплощать решения в жизнь. Чтобы не
было: «хотели как лучше, а получилось как всегда»…
6
Уровень доступности кредитных ресурсов за последнее время дей-
ствительно изменился. Крупные банки, такие как Сбербанк, «ВТБ24»,
понижают процентные ставки с целью привлечения большего количества
населения. Кроме того, довольно выгодные предложения по кредитам на
короткий срок можно найти и в небольших банковских структурах. Но
если для крупных банков «прозрачность соискателя» играет основную
роль для выдачи кредита, то небольшие банки готовы выдавать кредиты
более широкому кругу потребителей — под более высокий процент и на
более короткий срок. Таким образом, часть населения с «белой» зарплатой
получает кредит в крупных банках под низкий процент, другая часть, по-
лучающая «серую» зарплату, — клиенты небольших банков с большими
процентами.
Крупным банкам
важна
прозрачность заемщика
Нона ДЖАРАЯН
Директор коммерческого
департамента 3S-Telematica
У нас огромная страна, и критически важно
для государства обеспечить ее транспортную
связность
март 2013
Банки и деловой мир
45
Бизнес из первых рук:
Анкета БДМ